О ЛАБОРАТОРИИ

 

Давно и хорошо известно, что мир держится на трех огромных китах, которые, в свою очередь, покоятся на гигантской черепахе. Это очень устойчивая и проверенная временем конструкция. Поэтому в январе 2004 года нашу театральную Лабораторию мы организовали по подсказанному самой жизнью принципу: в основу ее, на место гигантской черепахи, положили общий театральный процесс (поскольку он так же вечен, необъятен и нетороплив), а на роли китов назначили три важнейшие его составляющие: драматургию, режиссуру и педагогику. (Впрочем, этот ряд можно выстроить и так: в качестве китов мы предложили выступить трем солидным городским организациям, непосредственно с театральным процессом связанным: Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства, Санкт-Петербургскому отделению СТД России и Российскому институту истории искусств, а роль черепахи можно отвести театральной жизни Петербурга). Инициировали процесс петербургские драматурги, а для практической работы было выбрано заочное отделение факультета театра кукол Театральной Академии - актерские и режиссерские его курсы, состоящие из профессиональных актеров. Был принят во внимание и "географический" принцип: на заочных курсах учатся люди из разных городов России и бывших республик Союза, что дало возможность расширить поле творческих контактов. И работа началась!

Поначалу Лаборатория была задумана как совместная работа драматургов и режиссеров, практическое ознакомление с новыми пьесами - своего рода "испытательный стенд" будущего спектакля, что, по мнению организаторов, должно было способствовать выработке современного театрального языка. Постепенно на занятия кроме драматургов, режиссеров и актеров начали приглашать художников, заведующих литературной частью театров, композиторов, театральных критиков, специалистов по новым компьютерным технологиям, фольклористов и просто зрителей и заинтересованных лиц. Продолжительность Лаборатории была определена в срок до трех дней, чтобы не срывать ход учебной сессии заочников. На пьесу отводилось не более двух репетиций: первая - знакомство с текстом, вторая - читка по ролям и поиск сценического воплощения. Это оказалось хорошим тренингом элементов актерской психотехники: внимания, общения, воображения, чувства правды и веры и т. д. После читок шли дискуссии. Но проходили они не в пространстве умозрительных рассуждений, а на примере только что проведенного сценического эксперимента: драматурги подвергали свое детище испытанием сценой и видели, что именно стоит изменить или убрать в пьесе, а режиссеры подмечали постановочные возможности, которые могли ускользнуть от их внимания при обычном чтении. Несколько пьес, "разыгранных" на Лаборатории, вскоре получили предложение режиссеров для реализации. Параллельно с этим была создана Страница театра кукол на сайте www.newdrama.spb.ru, где были представлены факультет и собственно Лаборатория, подготовлена к публикации в электронном виде книга М. М. Королева - основоположника кафедры театра кукол в Ленинградском театральном институте, опубликованы первые тексты пьес и начата библиография театра кукол - положено начало электронной библиотеке. Там же был размещен постоянно обновляемый список российских театров кукол.

Таким образом, за неполных три года было проведено семь Лабораторий, где были "исследованы" девять пьес - практически, на сцене, в форме театрализованной читки с листа. Что позволило посмотреть на литературный материал с позиций самых заинтересованных в нем лиц - драматурга, актера, режиссера и художника. Расширился состав участников эксперимента (подтянулись театральные педагоги и директора "периферийных" театров) и география их проживания (Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Мурманск, Харьков, Ижевск), его программа: к работе с пьесами добавлялось все больше новых мероприятий. Так, встречи с композиторами Сергеем Баневичем и Сергеем Сушко дали возможность узнать о роли музыки в спектакле, а на состоявшихся занятиях по актерскому мастерству студенты познакомились с педагогическим методом Н. В. Демидова. Конечно, два-три занятия не могли принести заметных результатов, но информацию к размышлению наверняка дали. А тех, кто решил попробовать себя в роли драматурга, собрала "Практическая драматургия". Экскурсия в Российский институт истории искусств познакомила участников Лаборатории с историей первого в России искусствоведческого научного учреждения, основанного в начале XX века графом В. П. Зубовым. Вместе с преподавателями студенты побывали и в Санкт-Петербургской духовной Академии. Была записана телепередача на Санкт-Петербургском канале "СТО" с участием студентов факультета театра кукол и несколько передач на христианской радиостанции "Мария".

Следующим важным шагом был переход от спонтанного выбора пьес к тематическим Лабораториям. Так, четвертую Лабораторию (июнь 2005 года) мы назвали "Традиционный народный театр в системе зрелищной культуры" и для практической работы выбрали пьесу Алексея Ремизова "Царь Максимилиан". Пятую - "Новый год в театре кукол". Шестую - "Восток-Запад", а седьмую - "Живой журнал". Изначально задуманная драматургической, Лаборатория к настоящему времени превратилась в многоплановую, расширившую формы профессионального образования заочников. Участвуя в эксперименте, студенты получают то, что не всегда удается заложить в учебные планы и программы. Кроме этого им предоставляется возможность проверить свои учебные работы не на студенческой, а на практически полноценной зрительской аудитории. Все эти занятия уже стали составной частью учебного процесса - пока, правда, еще только заочного отделения. Но уже есть мысль попробовать провести методический эксперимент: в дипломный показ актерского курса заочного отделения в качестве дополнительной учебно-экзаменационной работы ввести читку пьесы с листа - это поможет выпускникам факультета в будущем быстро разобраться в драматургическом материале, предощутить форму и жанр спектакля и укрепит актера в готовности к неожиданностям на сцене.

Часть материалов Лаборатории мы решили опубликовать под одной обложкой со сборником пьес для детей, ибо сам этот сборник родился во многом благодаря работе Лаборатории. В книгу вошли пять "полноценных" пьес, по которым были устроены на Лаборатории театрализованные читки: "Хлебные братья" Яны Жемойтелите, "Тайна мерцающих огоньков" Киры Черкасской и Андрея Князькова, "Хню победы" Александра Стависского, "Маленький Олень" Юрия Шпитального и "31 декабря, сказка для повзрослевших детей" Андрея Зинчука.

Яна Жемойтелите окончила Петрозаводский Государственный университет по специальности "финский и русский языки и литература". Работала переводчиком, преподавателем финского, заместителем директора Национального театра Карелии. С 2000 года работает в журнале "Север", с 2005 года его главный редактор. Автор трех книг прозы, двух романов.

Кира Черкасская и Андрей Князьков пишут вместе уже давно. По их сценариям на телевидении и в Большом театре кукол был поставлен целый ряд спектаклей. Один из них ("Запомни, принцесса, или Тайна бабушкиной шкатулки", режиссер Андрей Князьков) был удостоен специального приза на международном фестивале телевизионных спектаклей. При этом Андрей Князьков - актер Большого театра кукол, педагог СПбГАТИ, художественный руководитель театра "Чемодан-дуэт КВАМ", заслуженный артист России, лауреат премии "Золотой софит". Кира Максимовна - завлит БТК, журналист. "Тайна мерцающих огоньков" была когда-то телевизионным сценарием в двух частях, на Лаборатории, уже в качестве пьесы для театра кукол, она обрела новую жизнь.

Александр Стависский по образованию актер, работает педагогом актерского мастерства на факультете театра кукол СПбГАТИ. Но, кроме того, он еще и художник (оформил спектакли "Песни за колючей проволокой", "Петрушкина потеха" и др.), разбирается в технологии изготовления театральной куклы и пишет пьесы.

Юрий Шпитальный (по образованию специалист по приборам и управлению полетом) когда-то увлеченно занимался драматургией. Автор нескольких известных пьес, среди которых "Измена, Государь!", "Доктор Назаров", "Ужас, что за воскресенье" (совместно с Ольгой Михайловой), "Синдром Коробейникова" и др. Сказка об индейском мальчике "Маленький Олень" шла когда-то в нескольких театрах. А теперь, будучи "модернизирована" специально для нашего сборника, обретает вторую жизнь, стала вновь актуальна: не только взрослые должны ощущать свою роль в преобразовании страны.

Андрей Зинчук закончил сценарный факультет ВГИКа, член Союза писателей Санкт-Петербурга и сотрудник Российского института истории искусств, руководитель и со-руководитель нескольких проектов, в их числе альманах Петербургского Домика драматургов "Ландскрона", "Петербургские театральные страницы", "Современная петербургская драматургия" и Лаборатория театра кукол при СПбГАТИ. Свою сказку для повзрослевших детей "31 декабря" он основательно переделал специально для Лаборатории.

В сборнике опубликованы также несколько статей руководителей Лаборатории: декана факультета театра кукол СПбГАТИ, профессора Н. П. Наумова, завсектором фольклора Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения А. Ф. Некрыловой и уже упомянутых выше Александра Стависского и Андрея Зинчука. Но сборник не делится на разделы: "пьесы" и "другие материалы Лаборатории", потому что так он и создавался в легком "хаосе" и небольшой неразберихе - некоторые пьесы доделывались специально для Лаборатории, параллельно рождались статьи и идеи, что-то из них умерло, что-то осталось жить - это ведь и есть лабораторная работа, живой процесс!

Но все же небольшой раздел "Предложения режиссерам", где собраны "новогодние" этюды студентов, посещавших занятия по "Практической драматургии", и четыре небольшие прозаические сказки, на наш взгляд, вполне подходящие для театра, мы решили создать: "Олени, дети, дед Мороз, Новый год" Евгении Акашевой и "Сказка под Новый год" Халиси Богдановой при наличии заинтересованного режиссера могут быть доведены до нужного объема. А маленькая "Сказка Ангела" народного артиста России Андрея Толубеева, две крошечные сказочные миниатюры М. Грустилина ("Сонная сказка" и "Телефонная сказка") и "Дед Мороз" Бориса Штерна вполне могут разбудить фантазию режиссеров. Эти прозаические работы силами студентов во время Лаборатории была разыграны на сцене.

В издании использованы фотографии занятий Лаборатории и работы студентов кафедры сценографии и технологии театра кукол СПбГАТИ.

Подзаголовком к сборнику материалов Лаборатории театра кукол мы взяли название пьесы Киры Черкасской и Андрея Князькова "Тайна мерцающих огоньков". Огоньки идей, юмора, любви, самоотдачи, неожиданных сценических находок, вспыхивающих отношений и прочего неожиданного и волшебного носятся в воздухе факультета в дни проведения Лаборатории (да и в другие дни, пожалуй, тоже не гаснут). А вот их тайну попробуйте разгадать сами.