Алексей Чернеевский

ТЕЛЕФОННЫЕ РАЗГОВОРЫ

В четырех эпизодах

 

 

 

Звонок издалека

Молодой человек лет двадцати пяти лежит на кровати и спит. Раздается телефонный звонок, он слышит в трубке веселый женский голос.

 

Она. Привет, дорогуша!

Он. О как! Привет.

Она. Ты спишь?

Он. Уже нет... кажется.

Она. Просыпайся.

Он. ...угу... ыгы.

Она. Я очень рада тебя слышать.

Он. А я как рад!

Она. Как хорошо, что ты дома.

Он. Ммм.... А кто это?

Она. А какая тебе разница?

Он (начинает просыпаться). Я не понимаю.

Она. А ты проснись и все поймешь.

Он (начинает раздражаться). Девушка, кто вы? Я не люблю шуток.

Она. Я девушка, которой ты только что сказал, что рад ее слышать, а во-вторых, ты любишь шутки.

Он. Ха!... Права абсолютно.

Она. Проснулся?

Он. Почти. Как ты думаешь, почему я не кладу трубку?

Она. Ой, жутко интересно!

Он. Ты мне нравишься.

Она. А ты в этом уверен?

Он. Вроде да...

Она. Говоришь девушке, что вроде уверен, что она тебе нравится?

Он. А ты интеллигентным манером говоришь мне гадости?

Она. Ну, слава богу, проснулся. Не вставай, не надо, оставайся в кровати. Давай поговорим.

Он. А почему ты так уверена, что я хочу с тобой разговаривать?

Она. А разве нет?

Он. Не знаю.

Она. О чем ты сейчас думаешь?

Он. Пытаюсь понять, кто ты и чего от меня хочешь.

Она. Я хочу с тобой поговорить.

Он. О чем?

Она. Не о чем, а о ком. О тебе, мой милый.

Он. Странно. А ты не врешь? Зачем тебе?

Она. Не думай обо мне, давай поговорим о тебе.

Он. Ну давай, говори.

Она. Вот этого я больше всего и боялась.

Он. Чего?

Она. Того, что ты как бы сядешь, положив нога на ногу, и будешь надменно меня слушать, покачивая тапочкой.

Он. Да ладно, не буду. То есть буду. Буду слушать. Ай... Да что ты. (Он именно покачивал тапочкой, сидя на кровати.) Я не хочу говорить о себе.

Она. Страшно?

Он. Да нет, как-то странно.

Она. Что странно?

Он. Не понимаю, зачем тебе это нужно.

Она. Не думай об этом.

Он. Я не могу не думать.

Она. Постарайся.

Он. Ух! Что мне еще сделать?

Она. Не дуйся. Просто представь, что я хочу с тобой познакомиться и хочу о тебе узнать получше.

Он. Очень смелое желание.

Она. Что ты любишь больше всего на свете?

Он. Красивых девушек.

Она. Это и так всем известно. Что ты любишь настолько, что готов ради этого отказаться от красивых девушек?

Он. Мадам, за кого вы меня принимаете?!

Она. Ха! Молодец! Но мне кажется, что есть что-то такое в твоей душе, ради чего ты мог бы отказаться от всех красивых девушек.

Он. Кто ты?

Она. Я твоя совесть.

Он. Да ну тебя.

Она. Значит, все-таки есть?

Он. Теперь мне просто необходимо узнать, кто ты.

Она. Я дальняя родственница твоей знакомой Ленки Борисовой, которая мне про тебя много рассказывала, и я захотела с тобой познакомиться. Я так же, как и ты, работаю психологом, тоже люблю музыку и тоже люблю путешествовать. Достаточно?

Он. Ты мне нравишься. Как тебя зовут?

Она. Меня не зовут, я сама прихожу.

Он. Будешь надо мной издеваться?

Она. А ты мало над девушками издевался?

Он. ... Что ж тебе такое Ленка наговорила? Впрочем, я ей доверяю. А насчет девушек ты зря. Ты сама это знаешь.

Она. Да, прости. Но ведь не о девушках речь?

Он. Ага...

Она. О чем задумался?

Он. О твоем вопросе. Конечно, есть что-то такое, но как-то далеко. Вообще ты не можешь все знать обо мне.

Она. А я и не собираюсь.

Он. Чего же ты хочешь?

Она. Хочу узнать, что ты любишь больше всего на свете.

Он. Я понял, ты Матерь Божья и явилась мне в облике телефонного голоса, чтобы наставить меня на путь истинный!

Она. Не богохульствуй.

Он. Юмористка. А надоело мне тебя слушать!

Она. Ну хорошо, счастливо.

Он. До свидания, моя красавица!

 

Он бросает трубку рядом с телефоном, на кровать. Полминуты ходит по комнате. Затем возвращается.

 

Ты еще здесь?

Она. Пока да.

Он. Ладно, я пошутил.

Она. Ты не шутил.

Он. Мне трудно с тобой разговаривать.

Она. Я понимаю.

Он. А ты слишком сильная для женщины.

Она. Плохо же ты знаешь женщин!

Он. Я их не знаю, я их люблю.

Она. Ты уверен, что любишь?

Он. Ох... Как бы тебе сказать, чтоб не обидеть. Конечно! Чрезвычайно, невероятно люблю!.. Я пытаюсь представить какая ты, но ты совершенно сбиваешь меня с толку.

Она. Ну, представишь, и что?

Он. Попытаюсь понять.

Она. Или хочешь немножко полюбить?

Он. Слушай, если ты хоть немного заинтересована в продолжении разговора, то перестань говорить гадости.

Она. Но ты же не хочешь говорить про то, что ты любишь больше всего.

Он. Я хочу. Почему бы нам с тобой не встретиться и не поговорить?

Она. Потому что тогда ты будешь видеть во мне только женщину, и я не смогу узнать, что для тебя важнее общения с противоположным полом.

Он. Далось тебе это “важнее”!

Она. Ты начал меня “клеить”. Мне это скучно, прощай!

Он. Подожди, дай немного подумать...

Она. Я не тороплю.

Он. Нет, я не против, только знаешь, мне кажется, что я это делаю для тебя. Говорю о себе только потому, что ты об этом спрашиваешь.

Она. Значит, все только ради меня?

 

Пауза.

 

Он. Нет, не только. Мне нравится путешествовать. У меня есть друзья, есть работа — это все очень важно.

Она. А представь, что ты остался один, что все твои красавицы тебя покинули. Радостно на работу поедешь?

Он. Ой, господи, ужас-то какой! Не пугай меня. Я тогда вообще умру. Какая, к черту, работа!

Она. Уже кое-что проясняется. Так куда же ты пойдешь, если один останешься?

Он. Хороший вопрос. Я знаю, куда пойду, не всегда же так было. Поеду на море, в лес, в горы. Хорошее путешествие, оно как-то придает радость жизни. Ты так не думаешь? Девушка, которая любит задавать вопросы.

Она. Но ведь общение с людьми — это тоже путешествие?

Он. О, да! Еще какое. А общение с женщинами — опасное путешествие.

Она. Чем опасное?

Он. Отдаешь все свои душевные силы, пытаешься вникнуть в ее мир, все для нее делаешь, всем жертвуешь, а она только подчиняется и выполняет твои приказания. Грустно и скучно. Грустно то, что она бы и рада, но сама ничего не может дать.

Она. А что тебе нужно?

Он. Трудно сказать... Хорошо, когда девушка приносит в мой внутренний мир гармонию, когда она предчувствует мой душевный хаос и может вовремя его остановить.

Она. Значит, девушки — всего лишь путешествие, развлечение?

Он. Они не жаловались.

Она. А ты не жаловался сейчас?

Он. Да, жаловался... Ну как, все выяснили, товарищ прокурор?

Она. Хочешь меня обругать?

Он. Ты-то чего хочешь?

Она. Я хотела понять, такой ли ты, как о тебе рассказывают.

Он. Поняла?

Она. Почти.

Он. Изволите ли еще чего-нибудь, сударыня? Моя вскрытая душа к вашим услугам!

Она. Злишься?

Он. ... Уже нет. Слушай, а ты-то сама можешь рассказать, что для тебя главное в жизни?

Она. Сейчас для меня самое главное — это ты.

Он. О как! Круто. Выходи за меня замуж!

Она. Размечтался!

Он. Ну, сейчас я — главное, а потом?

Она. А потом суп с котом. Тебе это пока рано знать.

Он. Струсила?

Она. Я всего лишь женщина.

Он. А мне ты дала право быть мужчиной?

Она. Будешь отыгрываться?

Он. Вот видишь! В сложный момент женщина говорит, что она женщина, а когда ей нужно, то она просто человек.

Она. Обиделся?

Он. Нет, что ты!

Она. Обиделся, что я не раскрыла перед тобой душу?

Он. Именно, не раскрыла.

Она. А тебе это нужно?

Он. Мне нужно, чтобы ты оставила меня в покое!

Она. До свидания.

Он. Подожди! Ты позвонишь еще?

Она. Нет.

Он. Почему?

Она. Рано еще.

Он. А когда будет вовремя?

Она. Когда ты захочешь понять, что для нас самое главное, когда ты захочешь увидеть, что кроме как о вас, ненаглядных мужчинах, мы думаем о чем-то еще!

Он. Как интересно! О чем же вы думаете, женщины? Чего вы хотите? ... Эй, чего молчим?

 

Пауза.

 

Ты чего молчишь?

Она. Милый мой, ты знаешь, я люблю тебя! Когда Ленка мне про тебя рассказала, я поняла, что ты самый-самый. Я столько о тебе думала, я так готовилась к встрече с тобой! Но я жутко боялась с тобой встретиться, у меня и сейчас все дрожит внутри.

Он. Я знал, что этим все закончится.

Она. Смеешься? Но ты не такой на самом деле. Ты сам себя не понимаешь.

Он. Ага, а ты понимаешь!

Она. А я понимаю.

Он. Знаешь, не очень-то я верю в женскую любовь.

Она. А ты позволял себя любить?

Он. А то!

Она. Врешь.

Он. ... Да, видимо, вру... Ай... сколько можно об этом говорить! Я человек. Мне нравится сочинять музыку, мне нравится моя работа... я люблю свою маму... Можешь такое представить?!

Она. Могу, милый мой, я все могу для тебя, только нам сейчас нельзя встречаться. Я должна уехать домой. Я живу далеко. А ты помни обо мне, ладно? Я ведь всего лишь женщина, я, может, и недостойна тебя. Я не буду тебя беспокоить больше.

Он. Подожди, подожди, ты куда? Все так хорошо начиналось. Не исчезай. Ты мне действительно нравишься!

Она. Я не исчезну, просто нам пока рано встречаться. Ты еще должен много сделать. А я что? Я подожду. Я терпеливая. Прости меня. Ты сильный. Ты простишь меня? Так все глупо получилось. Мы еще увидимся, если ты захочешь, может, ты еще забудешь меня.

Он. Я тебя никогда не забуду.

Она. Счастливо. Пока. Я люблю тебя, мой милый.

 

Клеопатра

Женщина лет тридцати у себя дома, вечером, сидит в кресле — делает маникюр или что-то подобное. Раздается телефонный звонок. Она берет трубку, слышит мужской робкий голос.

 

Он. Алло.

Она. Да.

Он. Здравствуйте.

Она. Добрый день.

Он. Можно мне с вами поговорить?

Она. А кто это?

Он. Я прошу прощения. Мы работаем вместе, но едва ли вы меня помните. Я взял ваш телефон в справочнике.

Она. Прекрасно. Очень находчиво с вашей стороны.

Он. Так мы могли бы поговорить?

Она. Скорее нет, чем да.

Он. А от чего это зависит?

Она. Что зависит?

Он. Да или нет?

Она (улыбается). От вас и зависит. Если вы будете задавать глупые вопросы, то мне это быстро надоест.

Он. Хорошо, я хочу сказать вам, что вы прекрасны, что вы идеал, что вы само совершенство!

Она. Стоп, стоп. Вы думаете, что я в первый раз это слышу? (Смеется.)

Он. Я не думаю.

Она. Заметно, что не думаете. Вы это сами придумали мне позвонить, или кто подсказал?

Он. Подсказал. Внутренний голос подсказал.

Она. Хоть что-то оригинальное. Как вас зовут?

Он. Сергей Есенин.

Она. Вы шутите?

Он. Нет, я сменил свое имя на это новое, потому что знаю, что вам нравится Сергей Есенин.

Она. Очень мило. Так вы шутите?

Он. Нет, я пытаюсь вам понравиться.

Она. Считайте, что вы сделали первый шаг... И все-таки, как вас зовут?

Он. Я уже сказал, Сергей Есенин.

Она. Н-ну, хорошо, Сережа. Я слушаю вас.

Он. Я звоню для того, чтобы попросить вас об одном большом одолжении. То есть, я хотел бы, чтобы вы оставили меня... Чтобы вы ... были... Чтобы вы были далеко... Простите.

Она. Что с вами?

Он. Мне трудно говорить.

Она. А мне еще труднее вас понять.

Он. Вы давно работаете в нашей фирме?

Она. Ну, если вы смогли узнать мой телефон, то вам известно, что я в вашей кампании всего два месяца.

Он. Да, я знаю. Сам не знаю, зачем спросил (Вздыхает.)

Она. Я слушаю вас. Пока еще.

Он. Не могли бы вы больше... Я понимаю, что для вас это звучит глупо. Не могли бы вы уйти из нашей фирмы?

Она. Ого! Вот так вот прямо и уйти?

Он. Да, да. Именно. Уходите.

Она. А чем я вызвала ваше неприятие? Вы только что говорили мне такие комплементы.

Он (говорит, как прыгает в омут). Потому вы и должны уйти, что я не могу больше вас видеть, что мне хочется умереть, что я умираю от любви к вам.

Она. Не слабо... Не умирайте!

Он. Я не шучу.

Она. Я тоже. Вы меня озадачили.

Он. Вы сможете найти другую работу, вы всем нравитесь. Вы ангел, вас все любят. Но я не могу находиться рядом с вами, мне проще умереть.

Она. А почему бы тогда вам не уйти, раз вы такой чувствительный?

Он. Я люблю вас, я не могу уйти от вас.

 

Она умолкает, ее лицо приобретает задумчивое выражение. Ей нравится.

 

Она. Зачем же вам уходить. Давайте познакомимся.

Он. Мы знакомы. Мы уже разговаривали, но вы меня не помните.

Она. Как вы выглядите?

Он. Обыкновенно. Серый костюм, средний рост, темные волосы.

Она. Да, ничего особенного. А зовут вас Сергей Есенин?

Он. Меня зовут по-другому, но уже это не имеет значения.

Она. Перестаньте пугать меня.

Он. Простите.

Она. Так вы говорите, что любите меня?

Он. Да.

Она. И хотите, чтобы я ушла?

Он. Да.

Она. Я не понимаю. Объясните.

Он. Я не могу видеть вас. Это мучительно. Мне хочется стоять рядом с вами и смотреть на вас хоть целую вечность. Мне хочется вдыхать ваш запах, прикасаться к предметам, до которых дотрагивалась ваша рука. Мне хочется стать вашим креслом и держать вас на руках, как драгоценность. Но я не могу быть рядом с вами.

Она. А вы поэт. И правда, Сергей Есенин. Мне кажется, я вас помню. Вы тот загадочный человек из отдела кадров?

 

Он молчит.

 

Почему вы молчите?

Он. Я идиот! Зачем я позвонил! Ох!..

Она. Не корите себя. Вы еще ничего страшного не совершили. Все-таки, почему вы именно позвонили, а не просто подошли ко мне?

Он. Я не могу подойти к вам, я не стою вас. Вы совершенство. А я...

Она. Вы поэт, вы интересный человек. Вот смотрите, вы уже сделали первый шаг, более того, вы мне понравились. Теперь нам есть о чем поговорить. Все же так просто. Вообще мне нравится ваш звонок. Очень мило. Знаете что, давайте завтра пообедаем вместе, идет?

Он. Завтра не будет.

Она. Перестаньте. Вы это уже говорили. Не стоит повторяться.

Он. Я знаю, что говорю. Завтра не будет. Я позвонил, чтобы сказать вам о том, что я вас люблю. (Говорит быстро, торопится.) Вы простите меня, я не должен был этого делать. Но о моем звонке никто не узнает. Я никому не скажу, и вы не говорите. Я что! Я просто человек. Никто и не вспомнит. Может быть, вы вспомните. Вы хорошая. Вас все любят. Вы просто ангел. Простите. Мне пора. Завтра не будет. Я уйду. Я уже знаю, как я уйду. Я не смогу встретиться с вами больше.

Она. Подождите!

 

Он молчит.

 

Не делайте этого.

 

Он молчит.

 

Вы слышите меня?

Он (тихо). Да.

Она. Вы хотите умереть?

Он. Да.

Она. Из-за меня?

Он. Да.

Она. Что я могу сделать, чтобы вы не делали этого?

Он. Я не знаю.

Она. Я могу... Почему вы так решили, что вы мне не понравитесь?

Он. Я знаю. Вы ангел.

Она. Перестаньте. Я человек, и вы человек. И вы очень смелый человек. Просто вам сейчас плохо.

Он. Да, мне плохо.

Она. Что я могу сделать для вас?

Он. Скажите, что вы меня любите.

Она. Это так важно для вас?

Он. Вы не любите меня. Простите. Это глупо. Прощайте.

Она. Подождите. Я люблю вас.

Он. Я... Я...

Она. Вам нужно отдохнуть.

Он. Да.

Она. Хорошо. А теперь ложитесь спать, и завтра мы поговорим с вами на работе. Я обещаю, что все будет прекрасно.

Он (его голос меняется, принимает насмешливый оттенок). Да все и так уже прекрасно.

Она. Что?!

Он. Просто чудесно! Я брат Андрея Пахомова. Помнишь, месяц назад, мы сидели в ресторане, и ты утверждала, что нет на свете мужчины, которому ты сказала бы: “Я тебя люблю”? И еще ты сказала, что выполнишь любое желание мужчины, если он произведет на тебя такое впечатление, и ты скажешь ему “я тебя люблю” при первой же встрече. Мы тогда заключили пари. Так что ты проиграла, и мы завтра едем в Ростов в гости к Андрею. Это мое желание.

Она. Но... как ты мог? Да ты!...

Он. Прости, дорогуша, уговор дороже денег. Я заеду за тобой через неделю, а пока отдыхай. Уже поздно. Ты знаешь, мне понравилось с тобой разговаривать. Ты просто прелесть. Да ты не сердись. Ты же сама говорила, что у человека не должно быть души, что все это выдумки, что женщина имеет власть не меньшую, чем мужчины, главное — мастерство и выдержка. Ты права, и я с тобой согласен, но сейчас ты проиграла - умей признать поражение. Ладно, не дуйся. Я тебя целую, спок ночи, пока, солнышко.

 

Она отрешенно слушает короткие гудки. Затем встает, берет телефонный справочник, роется в нем и набирает телефонный номер.

 

Она. Алло.

Он. Ага. Это ты? Молодец, быстро нашла номер.

Она. Да, это я.

Он (зевает). Ну что тебе?

Она. Я не поеду с вами в Ростов.

Он. Ну конечно. Сейчас не поедешь, а через неделю как раз будет вовремя.

Она. Я не шучу.

Он. Ну не хочешь, и не надо. Это была шутка. Не надо так все принимать близко к сердцу. Считай, что разговора не было. Пошутили и хватит.

Она (говорит тихо, спокойно и решительно). Я не шучу.

Он. Я уже понял. Обиделась?

Она. Обиделась? Главное, чтобы Андрей не обиделся, когда он узнает, что я ухожу из фирмы.

Он. Ты что, с ума сошла?! Он же... Да ты шутишь, ей богу! (Неестественно смеется.) Остынь. Я не хотел тебя обидеть. Ты сама говорила, что для тебя это все не важно. Говорила?

Она. Да, я говорила, но я ухожу. Ты уж прости, но тебе самому придется объяснить Андрею почему. Он твой брат, он поймет. Я так решила.

Он. Да, ты девушка решительная... Андрей меня убьет.

Она. Не убьет. Впрочем, ему видней.

Он. Не... (Ему страшно, он сильно нервничает.) Послушай, я ПРОСТО ПОШУТИЛ. Понимаешь, ПРОСТО ПОШУТИЛ. Что тут такого? Ты сама любишь такие шутки.

Она. ЭТИМ не шутят.

Он. Хорошо, я был не прав. Я прошу прощения. Давай, остынь. Ну, я мог сделать глупость? Ты, между прочим, сама меня заставила. Я, можно сказать, боролся за мужскую гордость.

Она. Молодец. Но я все равно ухожу. И мне пора спать. Счастливо. (Бросает трубку.)

 

Звонит телефон.

 

Он. Алло.

Она. Это ты? Оставь меня в покое. Потом поговорим.

Он. Не убивай мня.

Она. Никто не собирается тебя убивать.

Он. Андрей меня убьет. Ты не знаешь, КАК он к тебе относится.

Она. Я знаю. Я хорошо знаю.

Он. А ты страшная женщина.

Она. Спасибо за комплемент.

Он. Пожалей меня.

Она. А ты меня пожалел?

Он. Я не думал, что ты так отреагируешь.

Она. Ты хоть сам понял, что сделал?

Он. Я понял. Я все понял, не говори Андрею. Это было глупо... Что мне делать?

Она. Тебе ничего не надо делать. Просто расскажи ему все.

Он. Зачем? Ты ведь не собираешься уходить?

Она. Я ухожу.

Он. Ты не можешь уйти.

Она. Неужели ты не понимаешь, что я не могу теперь видеть тебя и твоего брата?

Он. Он-то тут при чем?

Она. Он не при чем, да и ты не при чем. Вы все не при чем. Как вы мне все надоели!!!

Он. Прости.

Она. Я простила тебя. Но я все равно уйду.

Он. Да черт с тобой, ладно! Тебе же наплевать. Делаешь, что хочешь! Хочешь — казнишь, хочешь — милуешь! Этому дала жизнь, у этого отняла! Распоряжайся!!! Ты царица! Клеопатра!!!

 

Она молчит.

 

Молчишь?

Она. Почему вы все от меня так зависите?

Он. Что мы, я не понял?

Она. Да нет, ничего. Забудь. Поговорим утром.

Он. Ну, вот молодец. Ты молодец. Ты хорошая.

Она (стальным тоном). Я знаю. Можешь спать спокойно. Считай, что тебе приснился плохой сон. Постарайся, чтобы в ближайшие пару месяцев я тебя не видела. Завербуйся на Север, съезди в Австралию, в общем, чтобы я о тебе не вспоминала. Хорошо, зайчик мой?

Он (заикаясь). Хорошо.

Она. Спокойной ночи.

Он. Сп-п-покойной ночи.

 

Она еще долго потом ходит по комнате, вздыхает, что-то говорит про себя, затем как будто все отбрасывает, ложится в кровать и засыпает.

 

Демократия

Глубокой ночью человек лет тридцати спокойно спит.
Раздается звонок телефона.

 

Человек. Алло, господи, кто это?

Голос. Вы хотите быть счастливым человеком?

Человек. Что?

Голос. Вы хотите быть счастливым человеком?

Человек. Я?

Голос. Вы меня не слышите?

Человек. Слышу.

Голос. Тогда почему не отвечаете?

Человек. Я не понимаю, кто это.

Голос. Департамент государственной службы. Вы должны ответить на наши вопросы.

Человек. Я ничего не должен.

Голос. Это дело государственной важности, неужели не понятно?!

Человек. Что за бред. (Кладет трубку.)

 

Через пять секунд раздается звонок.

 

Алло.

Голос. Это департамент государственной службы. В нашем рабочем штате две тысячи человек. Если вы не ответите на вопросы, мы будем звонить постоянно.

Человек. Не понимаю. Мне не нужны никакие вопросы.

Голос. Как это не нужны?!! Вы что, не хотите быть свободным и независимым? Вы что, не понимаете, что без вашего мнения и согласия мы не можем предпринимать никаких действий?

Человек. Не звоните мне — это мое мнение.

Голос. Вы не понимаете! Вы должны дать ответ, и тогда мы будем поступать в согласии с вашей волей.

Человек. Хорошо, я отвечу на ваши вопросы, только давайте побыстрее.

Голос. Откуда спешка, что вы задумали?

Человек. Я ничего не задумал, я слушаю!

Голос. Вы хотите быть счастливым человеком?

Человек. Конечно, я хочу быть счастливым человеком!

Голос. Записываю. Верите ли вы в Бога?

Человек. Нет.

Голос. Как нет? Как вы можете не верить в Бога, когда даже на денежных купюрах об этом написано! Вы что, не доверяете самой устойчивой валюте?

Человек. Нет, нет, то есть да, я доверяю валюте, и я верю в Бога, конечно!

Голос. Записываю. Считаете ли вы, что идеалы демократии и свободы являются главной и независимой ценностью?

Человек. Да.

Голос. Записываю. Какой вид демократии вы предпочитаете, с насилием или без насилия?

Человек. Без насилия.

Голос. Без насилия невозможно достичь безопасности для граждан государства. Насилие неизбежно, без этого невозможно счастье для жителей нашей страны!

Человек. Я не хочу быть счастливым!

Голос. Вы уже сказали, что хотите, и в нашей картотеке вы записаны как счастливый человек, то есть как свободный и независимый гражданин нашей страны, потому вам придется согласиться с тем, что демократия невозможна без насилия.

Человек. Почему вы тогда задаете вопросы, если ответ известен?

Голос. Что значит известен? Мы должны задать вам вопрос для соблюдения порядка и законности, мы должны знать, что вы ответите!

Человек. Хорошо, я согласен, пусть демократия будет с насилием, только оставьте меня в покое.

Голос. Записываю.

Человек. Скажите, а почему бы вам не позвонить днем?

Голос. Днем вы работаете, мы не должны мешать работать честным налогоплательщикам.

Человек. А ночью я должен отдыхать.

Голос. Хорошо, мы позвоним на работу, и ваша фирма выплатит вам солидную компенсацию.

Человек. Не надо, шеф меня уволит!

Голос. Хорошо, мы позвоним вашему шефу. Еще какие-нибудь вопросы?

Человек. Нет... Господи... У меня нет вопросов.

Голос. Прекрасно. Где вы прячете свой генератор любви и сексуального желания?

Человек. Что?! Какой генератор? Я ничего не прячу.

Голос. К вам постоянно ходят женщины, вы пользуетесь популярностью у противоположного пола.

Человек. Да. Ко мне ходят друзья... и подруги, но какое это имеет значение?

Голос. Ваша соседка беспокоится о безопасности своей дочери. Она утверждает, что вы используете генератор для воздействия на ее сознание.

Человек. Вы с ума сошли!

Голос. Вы хотите сделать заявление о моей профессиональной непригодности и подать заявление в суд?!!

Человек. Нет, нет, не хочу.

Голос. Где вы прячете генератор?

Человек (опускает руки и говорит самому себе). Какой кошмар. Что происходит?

Голос. Вы меня не слышите?

Человек. Не слышу, у меня плохой слух!

Голос. Хорошо, теперь каждый вечер вам будет звонить врач и консультировать на предмет слуха и всего остального. Теперь вы должны ответить на вопрос.

Человек (у него начинают трястись руки). Почему вы решили, что у меня есть генератор?

Голос. Соседка из дома напротив заметила, что вы ежедневно в одно и то же время работаете на кухне.

Человек. Я не работаю. Я просто варю кофе. Я очень люблю кофе, и мои друзья... то есть подруги тоже любят мой кофе. Я пью много кофе.

Голос. Хорошо. Джордж, запиши, он потребляет неограниченно количество кофе и загрязняет окружающую среду.

Человек. Я хочу сделать заявление. У меня нет генератора любви.

Голос. Записываю. Завтра вы должны явиться в суд, где будет рассматриваться ваше дело.

Человек. Какой суд?! Можете прийти сами и посмотреть — у меня нет никаких генераторов.

Голос. Это само собой разумеется. Завтра к вам направятся наши независимые наблюдатели и проведут у вас две недели.

Человек. Какие наблюдатели! Я никого не пущу! Дайте мне спокойно умереть, да я застрелюсь!

Голос. Хорошо, с завтрашнего дня к вам будет приходить психоаналитик.

Человек (орет). Мне никто не нужен! Я никого не пущу, я буду защищаться!

Голос. Тогда мы взломаем дверь и будем вынуждены вывезти все ваши вещи для досмотра и установить над вами наблюдение.

Человек. Это невозможно! Это безобразие, я гражданин свободной страны, это НАСИЛИЕ!!!

 

Произнеся последнее слово, человек умолкает, садится на пол, опускает руки, голову и уныло смотрит перед собой. Из трубки раздается громкий голос.

 

Голос. У вас пять минут на размышление. Либо вы откроете и впустите наших экспертов, либо мы ломаем дверь!

 

 

Разговор с самим собой

Посередине сцены стоит зеркало, по разным сторонам зеркала стоят или сидят Человек и его Отражение и разговаривают по телефону, не глядя друг на друга. Когда актеры начинают говорить, то они повторяют жесты друг друга, как в отражении, но в конце действия жестикуляция полностью отличается. Когда актеры меняются местами - они проходят через зеркало.

 

Отражение. Алло.

Человек. Да.

Отражение. Привет.

Человек. Привет. Кто это?

Отражение. Я — это ты.

Человек. Молодец. Что еще скажешь?

Отражение. Не веришь? Голоса не узнал?

Человек. Не узнал. Что тебе нужно?

Отражение. Что нужно? А ты что, сам с собой никогда не разговаривал?

Человек. Что за бред?

Отражение. Бред? Очень правильное определение. Но ты каждый день этим занимаешься.

Человек. Чем?

Отражение. Чем, чем! Тем же, чем и сейчас! Разговариваешь с самим собой.

 

Человек молчит в нерешительности.

 

Не молчи, говори.

 

Человек молчит.

 

Это трудно, я понимаю. С самим собой трудно разговаривать.

Человек. Черт!

Отражение. Отлично! Для начала неплохо. Испугался? Не бойся. Мне тоже страшно.

Человек. Кто ты?

Отражение. Ты уже спрашивал и получил исчерпывающий ответ. Я — это ты.

Человек. Господи...

Отражение. Перестань чертыхаться.

Человек. Я не чертыхаюсь, я говорю “Господи”.

Отражение. Я не глухой, во-первых, а во-вторых, ты в своего Господа веришь не больше, чем в того, кем чертыхаются.

Человек. Черт! Да что же это такое!

Отражение. Положи трубку, если страшно.

Человек. Я не понимаю.

Отражение. Ой-ой-ой! Не понимает! Какие мы правильные! Ты разговаривал сам с собой тысячу раз и ничего не понял, теперь услышал себя по телефону и вдруг осознал полнейшее непонимание себя любимого. Лицемер!

Человек. Кто ты? Господи! Черт... Почему ты говоришь моим голосом, моей интонацией, моим тембром, ритмом, тоном?

Отражение. Решил спрятаться за своей образованностью? Лучше не умничай, а задай серьезный вопрос.

Человек. Какой вопрос?

Отражение. Ох, как с тобой трудно! Тысячу раз ты задавал себе вопросы, мучил себя, а теперь, когда есть возможность спросить по телефону, молчишь, как рыба об лед. Боишься получить ответ?

 

Человек молчит.

 

Именно, боишься. Лучше задавай вопросы, а то ведь и я могу спросить.

Человек (хрипло). Спрашивай.

Отражение. Сам напросился. (Громко.) Ты любишь кого-нибудь?

Человек. Что?

Отражение (еще громче). Оглох? Есть на свете человек, которого ты любишь, ради которого ты мог бы оставить свою работу, свое положение, уверенность, дом, уехать в тайгу, в лес, в Сибирь только ради того, чтобы жить с любимым человеком?

Человек. Как сложно.

Отражение (громко, до сотрясения пола и потолка). ОТВЕЧАЙ!!!

Человек (тихо). Нет.

Отражение. Громче!

Человек. НЕТ!

Отражение. Еще спросить что-нибудь?

Человек (стиснув зубы). Спрашивай!

Отражение. Но ты мечтаешь, всю свою жизнь мечтаешь о такой любви?

 

Человек молчит.

 

ОТВЕЧАЙ!

Человек. Мечтал, теперь нет.

Отражение (спокойно, с искренним сочувствием). Что случилось-то? Что изменилось?

Человек. Оставь меня в покое.

Отражение. Прости, не оставлю. Если хочешь, клади трубку, но я не знаю, когда смогу позвонить в следующий раз. Отдохни маленько, и если будет желание, то спроси меня о чем хочешь.

Человек. Что ты мне скажешь? Что ты знаешь?

Отражение. Я знаю только то, что первым не положу трубку. Это я могу тебе обещать. Остальное зависит от тебя.

Человек. Хорошо. Давай помолчим немного.

Отражение. Давай.

 

Молчат.

 

Человек. Ты знаешь, я все время мечтаю, все время думаю, на что-то надеюсь. А это трудно. Знаешь, как трудно жить одному и не терять надежды.

 

Отражение молчит.

 

Ты где?

Отражение. Слава богу, сообразил. Теперь понял, что я существую, когда мне задают вопросы? Я слышу только вопрошание и удивление. Повествования я не слышу. Спроси меня о чем-нибудь.

Человек. Я не могу, я не понимаю.

Отражение. Это удивление. Это нормально. После удивления надо задавать вопрос. Спроси что-нибудь простое, что на поверхности.

Человек. Кто ты? Ой, не то. Где ты находишься, откуда ты звонишь?

Отражение. А тебе не все равно?

Человек. Как... то есть... мне не все равно.

Отражение (говорит тише и тише, пока звук не исчезает и видно только, что он просто шевелит губами). А вот мне абсолютно безразлично, где ты сейчас находишься. Главное, что я слышу твой голос, я могу говорить с тобой, понимать тебя. Ведь когда мы общаемся, для нас не важно, как это происходит, а важно само участие, контакт, можно сказать, взаимодействие душ как некий процесс бытия. Ведь это главное, а не то, где мы находимся и для чего мы все это делаем...

Человек. Ты опять молчишь? Куда пропал?

Отражение. Ах, да! Я начал свое повествование, потому меня не было слышно. Видишь, как получается. Мы должны все время задавать вопросы, только тогда мы сможем хоть как-то понимать друг друга. Вот я начал свой рассказ, но от этого никакого проку.

Человек. Жаль, так хотелось бы услышать твой рассказ, а то тебя как будто и нет вовсе.

Отражение. Меня и так нет, а все рассказы и повествования - сплошная иллюзия. Но если ты умудришься задать вопрос хоть птице, если умудришься удивиться ее бытию, то и птица тебе ответит.

Человек. Слушай, а давай я буду пересказывать тебе то, что ты мне говоришь, а ты будешь отвечать - все ли я услышал.

Отражение (громко, с издевкой). Ах ты ушлый какой, пройдоха, хитрюга! Опять самого себя решил обмануть? Впрочем, тебе не привыкать себя обманывать. Давай, задавай вопрос, хватит расслабляться, или уходи.

 

Пауза.

 

Человек. Удивительно. Неужели я разговариваю с самим собой? Белая горячка, сон, наваждение?

Отражение. Если ты произносишь слово “удивительно”, то это еще не означает удивления... А сон начнется, когда ты устанешь задавать вопросы. Есть один маленький секрет - когда мне очень хочется, то я могу слышать даже твои пустые рассказы, но это трудно, на это приходится тратить душевные силы. И еще глупые повторяющиеся вопросы тоже плохо слышно. Боюсь, что наше общение закончится тем, что мы будем говорить одновременно и в пустоту.

Человек (встает, смотрит вдаль, кричит так, как будто боится, что его не услышат, последние слова особенно громко). Скажи, откуда ты появился? Ведь ты не можешь существовать просто так в воздухе? Ты же что-то видишь вокруг себя? У тебя есть телефонный аппарат в руках. Ведь так? Сигнал должен поступать в мою телефонную трубку. Как-то ты должен себя ощущать!!!

Отражение. Алло. Я не знаю, откуда я появился, но и ты этого не знаешь. Про свое тело знаешь, но твое тело — это не ты. Я существую просто так в воздухе, так же, как и ты. Я вижу вокруг себя комнату с часами на стене и письменным столом. Мой телефонный аппарат белого цвета, я одет в серую рубашку... (Описывает его комнату и его внешность.) Прости, я не расслышал твои последние слова, ты говорил слишком тихо.

Человек (падает в кресло и молчит, затем говорит вполголоса). Мне страшно, я хочу умереть.

Отражение (вздрагивает). Не ори так громко. Чего испугался? Что случилось?

Человек. Я кричу изо всех сил, но ты меня не слышишь. Это ужасно.

Отражение. Да, это ужасно.

Человек. Не мучай меня.

Отражение. Что?

Человек (орет). Я устал!!!

Отражение. Прости, я не слышу тебя. Я немного устал прислушиваться. Если ты еще не положил трубку, то подумай о самом приятном, о детстве, о музыке, о природе, и подумай о том, где ты сейчас находишься, что видишь вокруг себя, что чувствуешь. Прости, что задаю тебе стандартные вопросы, но мне так хочется тебе помочь.

 

Длинная пауза.

 

Человек. Как хотелось бы тебя увидеть... Жаль, что ты не женщина.

Отражение. Вот оно пошло. Пошло;, что по;шло. Иные рассказы настолько уродливы, что при всей пошлости звучат громко. Их даже не слышно, а чувствуется отвратительный запах... Оставь свой нарциссизм, он никому не нужен, кроме тебя. Не пытайся меня любить, лучше постарайся меня услышать.

Человек. Странно, иногда мне кажется, что твой голос звучит у меня в голове.

Отражение. Какая тебе разница, где он звучит? Тебе что, никогда не приходили в голову хорошие идеи? Небось, не брезговал голосами, когда они дело говорили?

Человек. Это были не голоса, а мысли.

Отражение. Спасибо за поддержку, а я, значит, полная бессмыслица?

Человек. Ты — это я.

Отражение. Наконец-то, дошло. Вот теперь расскажи мне, есть ли в тебе хоть какой-нибудь смысл?

Человек. Алло, я тебя не слышу.

Отражение. Слышишь, не прикидывайся.

Человек. Да, слышу. Я не понимаю твоих идей. У тебя могут быть другие смыслы и значения.

Отражение. Я — это ты, не забывай. А смысл всегда один. Смысл — это то, что оправдывает ничтожность нашего существования.

Человек. Я не хочу оправдываться.

Отражение. Ты каждый день это делаешь, так что говори, а то задам вопрос пострашнее.

Человек (твердо и спокойно). Я не хочу оправдываться.

Отражение. Не ори, не глухой. Не надо оправдываться, я тебя понял.

Человек. Слушай, если ты — это я, то ты должен знать про меня все. Давай, расскажи мне про... про моих родителей. Расскажи про мое детство.

Отражение. Алло. Опять тишина. Откуда такой неприятный запах? Гнилью несет. Как будто кто-то кому-то делает гадость. Кто навонял?

Человек (ехидным тоном). Больше не буду... Когда все так правильно и открыто, и умно, то становится скучно. Что тебе ни скажи, ты на все знаешь ответ. Легко так сидеть на месте, задавать каверзные вопросы и прикидываться глухим.

Отражение. Легко, говоришь? Хочешь местами поменяться? Хочешь всех видеть, а самому спрятаться?

Человек. Хочу!

Отражение. Ну, давай меняться местами.

Человек. Давай!

 

Меняются местами.

 

Что такое, что происходит? Где я?

Отражение. Не волнуйся, все в порядке. Теперь ты — чистое отражение. Теперь тебя самого и нет вовсе, ты можешь только задавать вопросы... если можешь. Спрашивай, смелее. Тебе ответят и скажут все, что про тебя думают.

Человек. Я ничего не слышу. А-а! (Кричит от ужаса. Берет трубку дрожащими руками.) Есть кто живой?

Отражение (также берет трубку и отвечает). Есть, не волнуйся. Давай, открывай глаза и уши. Чтобы увидеть живого человека, надо самому умереть. Выбирай, что тебе больше нравится.

Человек. Я не хочу выбирать, я хочу жить, хочу чувствовать свои руки, видеть пол и потолок. А-а! ... Чувствую. Я здесь, я жив. Почему я ничего не слышу?!!! А-а!!! (Снова берет трубку.) Эй, кто ты, кто там говорит со мной? Господи, я что, сам с собой разговариваю?!!

Отражение. Очень может быть, что и с самим собой. Тебе осталось только это выяснить. Смелее, спрашивай.

Человек. Алло, кто это?

Отражение. Это я.

Человек. Кто?

Отражение. Да я, я!

Человек. А... и что теперь?

Отражение. Не слышно ничего, говорите громче!

Человек. Алло! С кем я разговариваю?

Отражение. Мне кажется, что ты сейчас разговариваешь с самим собой.

Человек. Почему?

Отражение. Алло! Опять ничего не слышно!

Человек (кладет трубку, озирается по сторонам). Как здесь темно и страшно... Пойду-ка я обратно (Встает, идет к зеркалу.)

Отражение. Но ты никогда не узнаешь, с кем ты разговаривал сейчас.

Человек. Не хочу я ничего знать!!!

Отражение. Ясно. Выбор сделан. Иди на свое место, хомо сидячус, человек усидчивый.

 

Опять меняются местами. Человек сидит, молчит, думает.

 

Человек (снова берет в руки телефон). Получается, что ты — это вовсе и не ты, то есть не я, то есть... запутался.

Отражение. Получается, если сидеть на месте. А чтобы увидеть того, с кем ты разговариваешь, нужно потерять самого себя. Ты задаешь мне вопрос, на который я могу дать ответ не более умный, чем твой. Ты забыл, я ведь и мысли твои отражаю.

Человек. Тогда какой от тебя толк?

Отражение. Извини, никто не неволит. Клади трубку.

Человек. Слушай. А ты хоть что-нибудь можешь рассказать про себя?

Отражение. Я живу только тобой. Когда тебя нет, нет и меня. Я не хочу думать о себе. Мне надоело.

Человек. Ты человек?

Отражение. Очередной несуразный вопрос, на который ты можешь услышать только два ответа: человек или инопланетянин. Любой другой ответ ты не услышишь.

Человек. Скажи, я постараюсь.

 

Отражение беззвучно раскрывает рот, говорит слова, которых не слышно.

 

(Разочарованно.) Я ничего не слышу.

Отражение. Ага. Хочешь опять на мое место?

Человек. Нет, нет!

Отражение. Чего ты хочешь?

Человек. Я хочу отдохнуть.

Отражение. От чего?

Человек. Не знаю. От тебя... От себя... От всех хочу отдохнуть!

Отражение. Медвежо-онок. Ты хочешь уснуть, а не отдохнуть. Ты насмотрелся неприятных вещей и теперь прячешь голову в песок.

Человек. Пожалей меня.

Отражение. Клади трубку, и все пройдет.

Человек (поспешно). Не уходи, я не хочу. Останься.

Отражение. Я здесь, я никуда не уйду, я же обещал.

Человек. Ты знаешь, я многое понял, когда говорил с тобой. Я не знаю, кто ты, но ты очень правильно все говорил, то есть спрашивал. Я понял, что не нужно спать, что нужно вопрошать миру, что нужно быть сильным, смелым. Я все это понимаю. Но и ты пойми меня.

Отражение. Я тебя не слышу.

Человек. Кругом столько всего! У меня нет работы. Я совсем один. Ты знаешь, я переехал в другой город, а здесь совсем другие люди. Они меня совершенно не понимают. А ты меня понимаешь. То есть это так странно. Ты как будто не понимаешь меня, ты все время задаешь вопросы, но от этого гораздо приятнее.

Отражение. Не слышу.

Человек. Знаешь, спроси меня еще о чем-нибудь, я понимаю, что это трудно, трудно ответить, но я постараюсь. Ты прости, что я так много рассказываю о себе, но мне нужно, мне обязательно нужно все тебе рассказать. Все началось не сегодня. Я понимаю, что, может быть, не очень правильно живу, но что я могу поделать?

Отражение. Не слышу.

Человек. Я пытаюсь, я стараюсь быть лучше, но кто мне поможет? Вот ты мне позвонил. Господи, я даже не знаю, кто ты, но знаю, что ты существуешь на самом деле. Твои вопросы, твое участие. Это здорово, это правда здорово. Мне так много нужно тебе рассказать.

Отражение. Ничего не слышно.

 

Занавес.

 

Какое-то время еще слышится жалобное бормотание Человека и ответы “Не слышу”.

 

КОНЕЦ