Игорь Шприц

ДЕВУШКА И КЕНТАВР

Современная пастораль в двух действиях

Игорь Шприц

ДЕВУШКА И КЕНТАВР

 

Действующие лица:

Мужчина (Хирон) — 35 лет.

Женщина (Саша) — 25 лет.

 

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

На сцену в старой инвалидной коляске выезжает молодая женщина с сильным, тренированным телом. Коляской она пользуется неумело, видимо, еще мал стаж инвалидности.
В руках у нее веревка с так же неумело завязанным узлом. Взглядом Женщина ищет подходящее место для крепления веревки. Спустя некоторое время вслед за ней на костылях выходит Мужчина.
Мужчина из глубины сцены следит за действиями Женщины, не вмешиваясь в ее попытки. Не выдержав, вмешивается.

 

Мужчина. Бог в помощь.

Женщина. Не помогает.

Мужчина. Дайте мне. (Подходит ближе, берет веревку в руки.) Петля никуда не годится.

Женщина. Чем же она плоха?

Мужчина. Не затянется, ведь вы субтильная... вес мухи.

Женщина. Я субтильная? Да идите вы! Субтильная... Тоже мне, Геракл. (Отбирает веревку. Мужчина не отпускает. Некоторое время они связаны одной веревкой.) Отдайте!!

Мужчина. А мне?

Женщина. Чего вам?

Мужчина. А мне на чем вешаться?

Женщина. Я первая! Меня снимут — и вперед. Вешайтесь. Идиот.

Мужчина. Вот... и познакомились. Вы кто?

Женщина. Идиотка. Достоевский отдыхает.

Мужчина. Первый раз петелькой балуетесь?

Женщина. И последний.

Мужчина. Я три раза пробовал. Два раза топился. Один раз вены резал.

Женщина. Ну и что порекомендуете?

Мужчина. Вены. С обезболивающим. Засыпаешь потихоньку. Очень приятно.

Женщина. А зачем проснулись?

Мужчина. Разбудили злые люди. Сейчас принесу обезболивающее. (Поворачивается, чтобы уйти.)

Женщина. Стоять. (Достает пистолет и направляет на Мужчину.)

Мужчина (радостно направляясь к Женщине). Так тут совсем другой разговор!

Женщина. Не подходить!

Мужчина. Ни за что. Ствол от меня отверните. Кто здесь собрался помирать? Я не тороплюсь. А вам советую — скоро ужин.

Женщина. Ну и что?

Мужчина. Я успею съесть вашу порцию.

Женщина. Пошляк.

Мужчина. Не скажите. Это большая радость. Сегодня блинчики с мясом. (Утвердительно.) Любите блинчики?

Женщина. Люблю.

Мужчина. Все, больше вы их не увидите. Нескромный вопрос по существу дела: у вас грудь стоячая или отвислая?

Женщина (брезгливо). Послушайте... да вы еще и маньяк!

Мужчина. Увы мне. И вам увы. Стрелять надо на два пальца ниже соска. А если грудь отвислая, обычно попадают в селезенку. (С пафосом в зал.) Были груди, белы груди... (Сожалея.) Оттянули злые люди...

Женщина (зло). У меня молодая, упругая грудь с маленькими розовыми сосками!! Продемонстрировать?!

Мужчина. Верю-верю. Тогда два пальца — и вперед. А на грудь я потом полюбуюсь.

Женщина. Некрофил. И поспеете к блинчикам.

Мужчина. Надеюсь.

Женщина. Вот вам блинчики! (Стреляет из пугача в Мужчину, закрывшему глаза руками.)

Мужчина. Пиф-паф. Блин-блин. А так хотелось две порции. На выстрел пугача сбежались санитары.

Женщина. Помогите же.

Мужчина. А я что?

Женщина. Паясничаете.

Мужчина. Вам это надо?

Женщина. Да.

Мужчина. Серьезно?

Женщина. Очень.

Мужчина (раздумывает). Хорошо. Я помогу. Что мне за это будет?

Женщина. Ничего. Кто подумает, что вы помогали? Я ничего никому сказать уже не смогу.

Мужчина. Да нет! Я не об этом. Земного я не боюсь. Но есть... (С пафосом в зал.) Есть Божий суд, наперсники разврата! (Дидактически.) Все-таки такой большой грех. Надо отмаливать. (С ложным страхом.) Что мне будет?

Женщина. Ничего не понимаю!

Мужчина. Что мне будет в корыстном смысле?

Женщина. А-а-а... чем я заплачу?

Мужчина. Ну, вот...

Женщина. У меня... у меня есть деньги. Платья? Да нет... что за чушь? Деньги! Деньги. У меня есть немного.

Мужчина. Зачем мне ваши немного?

Женщина. Мало?

Мужчина. Вот вам сейчас... нужны деньги?

Женщина. Нет. Мне нужны... ноги.

Мужчина. Так-то, милая. А мне нужны... вы.

Женщина. В каком смысле?

Мужчина. В женском.

Женщина. Не поняла.

Мужчина. Я хочу с вами переспать. Я хочу, чтобы вы стали моей. Вам ведь все равно умирать. А у меня давно не было женщины. А такой — никогда. И не будет. Я пошел полюбоваться вашей фигурой. Помечтать. Все складывается как нельзя лучше. Ночь любви. Вы умираете, а я пишу новый цикл стихов.

Женщина. Перестаньте. Меня сейчас вырвет.

Мужчина. Я поэт. Мне нужна муза. Если поэт немощен, годится немощная муза. Любая. Даже ползающая.

Женщина. Перестаньте.

Мужчина. Посмотрите, какие у вас плечи. Какие божественные руки. Какой плоский упругий живот. А ноги? Боже мой, какие у вас икры...

Женщина. Я танцовщица.

Мужчина. Плевать, кто вы... мне с вами не танцевать. Вы должны стать моей. Ведь вы уже почти мертвая. Какая вам разница — ночью больше, ночью меньше! Сколько у вас было мужчин?!

Женщина. Я сейчас закричу!

Мужчина. Дура. Что ты сделаешь одна с веревкой? Тебя упрячут в психушку для инвалидов, тогда поймешь, что такое ад!

Женщина (пытаясь объехать Мужчину). Отойдите.

Мужчина. Нет, милая. Мне отходить некуда. (Пауза.) Мы, дэцэпэшники, очень хорошие мужчины. Вы об этом просто не догадываетесь. Так знайте нашу страшную мужскую тайну! У нас все мускулы... и тот самый! Который главный. Все с повышенным тонусом. Я неутомим, как кентавр. Вы запомните эту ночь на всю оставшуюся жизнь!! (Хохочет.) Правда, останется ее совсем немного.

Женщина. Выходит, мне крупно повезло: перед смертью меня осчастливит весьма опытный мужчина. Казанова. Дон Жуан. Лука Мудищев.

Мужчина. Хирон.

Женщина (издевательски). Хер... он?

Мужчина. Хи! Хирон! Кентавр Хирон! (Информация к размышлению в зал.) Сын Кроноса и океаниды Филиры! Мудрый и благожелательный! Воспитатель героев — Тесея! Ясона! И братьев Диоскуров! Был ранен ядовитой стрелой Геракла. Много страдал. Бессмертен. Просил Зевса обменять бессмертие на избавление Прометея. Похотлив и женолюбив. (С поклоном Женщине.) Вылитый я.

Женщина (с любопытством). У вас были жены?

Мужчина. И не одна.

Женщина. И куда они делись?

Мужчина. Смылись. Увы! Не вынесли моих мужских достоинств. (Показывая на зал.) Предпочли нормальных импотентов.

Женщина. Вы меня пугаете.

Мужчина (с трудом встает перед коляской на колени). Не бойтесь. Полюбите меня. Не пожалеете. Я очень ласковый. Я такой нежный, что внутри все время ломаюсь. Вот и сейчас мне больно изнутри. Полюбите меня. И Бог за это вас полюбит.

Женщина. Я не могу.

Мужчина. Почему?

Женщина. Я не умею.

Мужчина. Я научу.

Женщина. Я не могу так просто полюбить незнакомого мужчину! Я с малых лет, с училища росла с розовыми девушками и голубыми мальчиками! Я просто не знаю, как это делается!

Мужчина. У вас что, никогда не было мужчины? (Вставая с колен.) Вы... вы что же... девушка?

Женщина. В каком-то смысле да.

Мужчина. Интересно... интересно. Это в корне меняет всю ситуацию. Извольте объясниться.

Женщина. Ну, конечно, я женщина! В грубом физиологическом смысле. Но в душе-то я девушка.

Мужчина (с надеждой в голосе). Нецелованная?

Женщина (с гордостью). Целованная. И неоднократно.

Мужчина. Жаль. Нецелованных легче соблазнять. Млеют быстрее.

Женщина. Дурак.

Мужчина. Дуракам везет.

Женщина. Так что вам особо нечего губу раскатывать. Перед вами неопытная, ничего не понимающая в любви бывшая балерина, а ныне передовая клейщица коробочек. Для одноразовых духов.

Мужчина (в зал). Мы не гордые. Мы и клейщицу можем заклеить. (Женщине). Так, где мы будем делать “это” — у вас или у меня?

Женщина. Слушайте, нельзя быть таким озабоченным!

Мужчина. Можно.

Женщина. В конце концов есть много способов сделать это самому.

Мужчина. Не учите дедушку кашлять! Или мы с вами займемся любовью, или перейдем к делу.

Женщина. К какому?

Мужчина. О, девичья память! Ве-шать-ся, вешаться! Скоро ужин. А я голоден. И в этом смысле, и в том. Давайте, петелечку приспособим. Вам на каком суку красивее болтаться? Я бы выбрал вот этот.

Женщина. Почему?

Мужчина. Он живописнее. Вы будете смотреться гораздо лучше.

Женщина. Почему?

Мужчина. Ваши длинные ноги не будут цепляться за землю.

Женщина. Согласна.

Мужчина. Кстати, нескромный вопрос: вы сходили перед смертью в туалет?

Женщина. А это еще зачем?

Мужчина (в зал). Сразу видно неподготовленную самоубийцу. (Женщине.) А ведь это очень серьезное, последнее дело в жизни. И совершить его...

Женщина. ...надо так, чтобы не было мучительно больно...

Мужчина. Точно! Извините меня за вульгарные подробности, но при повешении все мышцы расслабляются и...

Женщина. Ну. Расслабляются.

Мужчина. В том числе и те, которые запирают нежные дырочки вашего прелестного тела. (Спиной к залу.) Нет, я так не могу. Опять перевозбудился.

Женщина. Вы хотите сказать, что я...

Мужчина. Непременно.

Женщина. Фу.

Мужчина. Вот и я говорю: фу! Молодая... талантливая... балерина. Вся мокрая и воняет. Каково будет почитателям вашего таланта?

Женщина. Их здесь нет.

Мужчина. А я?

Женщина. Вам не талант нужен. Вас мои дырочки прельщают.

Мужчина. Обидно. Но правильно. Вот я и предлагаю: давайте по-настоящему полюбим друг друга.

Женщина. У нас нет времени.

Мужчина. Попробуем. Вдруг получится. У природы все предусмотрено. Я ведь нормальный мужик. Обычная жертва врачебной ошибки. Затянувшиеся роды. Акушерке в это время мебель привезли. Не до меня было.

Женщина. Врете.

Мужчина. Не вру. Вот я и думаю: а что если бы мебель привезли на следующий день? И я бы был нормален. Как все.

Женщина. Вы бы тогда не встретили меня. (После паузы.) Давайте.

Мужчина. Вы... вы... не шутите?

Женщина. У меня нет выбора. Либо пробуем, либо петля.

Мужчина. Тогда приступим. Музыка, фанфары. (Молчит.)

Женщина. Ну? Говорите.

Мужчина. Что?

Женщина. Как вы меня любите.

Мужчина. Я вас не люблю.

Женщина. Как — не любите?

Мужчина. Да так. Не люблю и все. (Она начинает деловито примерять веревку). Стойте. (Отбирает веревку.) Я вас хочу, но пока не люблю. А потом буду любить, даже если и не буду хотеть! Это вещи не связанные! Хотя лучше и хотеть, и любить.

Женщина. А что раньше?

Мужчина. Вначале было слово. Потом действие. Значит, любовь главнее.

Женщина. Мы в безвыходной ситуации. Я не могу ждать. Пока вы полюбите.

Мужчина. А вы полюбите первой. У вас должно получиться!

Женщина (изучая Мужчину). За что? Вы немощны, не красавец. Не богач. Мы не росли вместе. И не будем вместе жить. Я не рожу от вас. Я даже не слыхала ваших стихов. Боюсь, они дело не поправят. За что вас любить?

Мужчина. За жертву.

Женщина. Сапоги всмятку. (Печально.) Чем вы можете пожертвовать?

Мужчина. Вы даже не догадываетесь о размерах моей жертвенности. С ее помощью я верну вам... ноги. Вы будете танцевать.

Женщина. Уйдите. (Кричит.) Уйдите, прошу вас!! (Плачет навзрыд.)

Мужчина (осторожно гладя ее по плечу). Я не шучу.

Женщина (перестав плакать). Ну же? Говорите. Говорите же. (Кричит.) Говорите!!

Мужчина. Вчера... к нам приехал... профессор... Наш... Но из Америки.

Женщина. Я знаю.

Мужчина. Он привез стволовые клетки.

Женщина. Я не понимаю.

Мужчина (постепенно возбуждаясь). Стволовые клетки эмбрионов! Из них можно вырастить все! Любую ткань! В том числе и нервную.

Женщина. Я рада за эмбрионов. У них все получится.

Мужчина. Патологическая дура!! Балерина долбаная! Газеты читать надо! Радио слушать! Тебе пересадят эти клетки в позвоночник! И они там прорастут! Заполнят собой разрыв. И ты пойдешь. Как миленькая. Куда ты денешься?!!

Женщина. В чем же жертва?

Мужчина. Операцию делают мне. А я откажусь. В твою пользу.

Женщина. Ради моей любви.

Мужчина. Я боюсь.

Женщина. Любви?

Мужчина. Операции. На мне уже столько экспериментировали. Я не выдержу...

Женщина. А я?

Мужчина. На тебе получится. Ты не привыкла к этой жизни. А я другой не знаю. Ты можешь взлететь, а я могу только ползать.

Женщина. Вы...

Мужчина. Не говори мне вы. Выпьем на брудершафт. (Достает из кармана фляжку, отхлебывает.) На.

Женщина (выпивает). Скажи, ты пошутил?

Мужчина. Нет. Это незаконная операция. Там этого делать нельзя. Тюрьма. Здесь тоже нельзя, но можно. Всего одна доза.

Женщина. А потом?

Мужчина. Если получится — Нобелевская премия. Победителей не судят.

Женщина. Я люблю тебя.

Мужчина (с горечью). Ну, вот видишь... все просто. Как тебя зовут?

Женщина. Саша. А тебя?

Мужчина. Тоже Саша. Это добрый знак.

Женщина. А вдруг не получится?

Мужчина. Ты ничего не потеряешь. Даже меня.

Женщина. Ты должен сказать профессору “да” или “нет”?

Мужчина. Завтра.

Женщина. А вдруг меня не положат?

Мужчина. Ты вторая по списку.

Женщина. И ты знал?

Мужчина. Конечно. Пошел тебя искать. Договориться.

Женщина. О чем?

Мужчина. Что я уступаю. В обмен на тебя.

Женщина (ласково). Какой же ты подлец.

Мужчина. Теперь ты убегай.

Женщина. Зачем?

Мужчина. Так надо. Девушка должна проверить своего избранника — догонит ли?

Женщина. Обязательно?

Мужчина. Мы договорились все делать по-настоящему. Беги. Хирон ждет!

 

Женщина начинает кататься по кругу. Мужчина пытается догнать ее, но безрезультатно. Женщина, смеясь, ловко ускользает от Мужчины.

 

Мужчина (запыхавшись). Так нечестно!

Женщина. Почему?

Мужчина. Женщина не должна убегать слишком быстро! Это закон природы. Иначе жизнь на земле давно бы прекратилась. Давай сначала, только недолго.

Женщина. Бегу-бегу! (Крутит колеса.) Так хорошо?

Мужчина (бегает и ловит ее). Нормально...

Женщина. А ну... (Надевает петлю на шею Мужчины.) Кентавр Сашка приручен. Теперь быстро целуемся и в постель!

Мужчина. Нет. Теперь мы должны потанцевать.

Женщина. А где музыка?

Мужчина. Ты пой и танцуй.

Женщина. Как?

Мужчина. На коляске.

Женщина. (крутится на коляске и напевает). Вот так?

Мужчина. Обожди. Я же тебя еще не пригласил.

 

Женщина напевает танцевальную мелодию.

 

Женщина (печально смеясь). Кентавр! Эй, кентавр! Эй, Хирон! Пригласи меня. Я свободна! Эй! Ну, посмотри в мою сторону! Какое лицо... грудь... ноги. Копыта — это мое самое сильное место. Было.

Мужчина (проводит детальный осмотр). Действительно. Копыта прелестны.

Женщина. А уж душа-то какая!

Мужчина. Мы в души не лазим. Но если пригласят...

Женщина. Приглашаем.

 

Танцуют. Она напевает мелодию. Он ведет коляску в ритме мелодии. Постепенно кружение замедляется. Женщина рыдает.
Мужчина успокаивает.

 

Мужчина. Ну что ты?

Женщина. Хирон. Я боюсь.

Мужчина. Все будет хорошо.

Женщина. Все равно я боюсь жизни.

Мужчина. Зачем? Жизнь — чудесный подарок.

Женщина. Хирон, я не могу жить на коленях.

Мужчина. Дурочка. Наслушалась всякой дряни. Жить надо всегда. И на коленях. И лежа. Даже когда ходишь только под себя. Ничего не слыша. Ничего не видя. Ничего не понимая. Все равно надо жить.

Женщина. Это не страшно, Хирон?

Мужчина. Ты о чем — обо мне или о профессоре?

Женщина. Мне все равно.

Мужчина. Не страшно. Профессор умел. Я не женщина. Не бойся нас.

Женщина. Успокой меня, Хирон.

 

Целуются долгим поцелуем.
Мужчина с петлей на шее читает стихотворение о жажде любви.

 

(Берясь за веревку.) Вперед, мой верный Хирон! Мой кентавр, вперед!

 

Мужчина тянет коляску с Женщиной.
Затемнение.

 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Та же самая обстановка. Тот же уголок парка. В инвалидной коляске сидит Хирон и занимается тем же делом, что и Саша в первом действии — готовит петлю для того, чтобы повеситься.
Делает он это спокойно, дело привычное, но на сей раз действительно последнее. Так что надо все сделать аккуратно.
Он напевает ту же мелодию, под которую танцевал с Сашей.
Вбегает Саша. Она несет в руке пакет с подарком. Видит занятие Хирона.

 

Саша. Бог в помощь.

Хирон. Не помогает. У меня с Ним сложные взаимоотношения: Он не верит в меня, я не верю в Него.

Саша. Что делаешь?

Хирон. Хочу наведаться к Нему и спросить.

Саша. О чем?

Хирон. Ну, это личное.

Саша. Петля хорошая.

Хирон. Надеюсь, не подведет.

Саша. А больше ты ни на что не надеешься?

Хирон. Больше ни на что. Зачем ты приехала? Иди. Иди отсюда.

Саша. Хирон. Хирон, я...

Хирон. Не подходи! Меня зовут Саша. Са-ша. Я не лошадь. Я нормальный человек.

Саша. Мой Хирон.

Хирон. Прекрати. А то ударю.

Саша. Кентавр не может ударить хозяйку.

Хирон. Саша. Я тебя умоляю — уйди. Не доводи до греха.

Саша. Не уйду. За что ты меня возненавидел? За то, что после операции позволила себя увезти? Ты же знаешь нашу медицину. Они бы меня убили. Просто из зависти. А там я встала. Неожиданно быстро встала.

Хирон. Ты... Ты даже не простилась со мной.

Саша. Милый, у них все по минутам. По секундам. Раз — и я в “скорой”. Два — в самолете. Три — в Калифорнии.

Хирон. Четыре — здесь.

Саша. Почему ты в коляске?

Хирон. Ухудшение. Это нормально. Так и должно быть. Все по сценарию.

Саша. Можно к тебе подойти?

Хирон. Подойди.

Саша (осторожно подходит к Хирону). Можно я тебя поцелую?

Хирон. Попробуй.

Саша (обнимает Хирона). Хирон не кусается... Хирон любит свою богиню. Скажи мне еще раз это.

Хирон. Что?

Саша. Хирон любит свою богиню.

 

Долгая пауза.

 

(Шепчет.) Ну же... (Трется щекой о щеку Хирона). Хирон любит свою богиню.

Хирон (безжизненно). Хирон любит... (Опускает голову.)

Саша (прижимая к груди голову Хирона). Ну вот... такой конь... а плачет...

Хирон. Ты не должна была молчать... ты не должна была исчезнуть...

Саша. Ну я же здесь! Вот она я.

Хирон (беря себя в руки). Поздно. Слишком поздно. Я как джинн в бутылке...

Саша. Я тебя выпустила! Радуйся!

Хирон (освобождаясь от объятий Саши). Ты забыла — джинн возненавидел своего освободителя... Я ненавижу тебя. Понимаешь? Ненавижу. Я ненавижу твой голос. Ненавижу твое лицо. Твои руки. Твои груди. Кожу, твои бедра, пальцы ног, каждый по отдельности... ненавижу... твое лоно. Твои губы. Твои волосы.

Саша. Не говори так.

Хирон. Я полгода учился тебя ненавидеть. Сразу не получилось. Тогда я стал вспоминать по отдельности. И ненавидеть по кусочкам. Вышло! Все вышло! Я благодарю тот день, когда я возненавидел всю тебя. Всю...

Саша. Как ты можешь? Как ты смог? Зачем?

Хирон. А ты жила воспоминаниями? Хоть когда-нибудь?

Саша. Жила. Когда не ходила. Ты помнишь. Я все время вспоминала себя саму.

Хирон. И ты себя любила?

Саша. Нет. Я тоже хотела себя ненавидеть. Чтобы успокоиться. Принять свое новое состояние.

Хирон. Вот видишь — это наш путь. Тогда мы были вместе. А сейчас — все. Кесарю кесарево. Не смущай мою душу. Дай уйти спокойно. Я не знал, что ты появишься. Я готов уйти. Не мешай.

Саша. Можно постоять?

Хирон. Можно.

 

Саша помогает Хирону накинуть веревку на сук. Закрепляет ее.

 

Саша. Как ты это сделаешь? Я не понимаю.

Хирон. Когда кошка зацепится за сук, встану по веревке на коляску. У меня очень сильные руки. Потом отброшу ее ногой. И все.

Саша. А дальше?

Хирон. Там видно будет.

Саша. А вдруг там ничего нет? Черно. Ни мысли, ни движения.

Хирон. Не пугай меня.

Саша. И так миллионы лет. Даже с ума не сойти — там нет никакого ума. И меня там не будет.

Хирон. Как будто здесь ты есть.

Саша. Я есть. Потрогай. Можно все.

Хирон. Что все?

Саша. Все. Как в ту ночь.

Хирон. Я ничего не помню.

Саша. Врешь... (Целует Хирона, скользя губами по его шее.) Врешь... вот кожа вздрагивает. Она меня помнит.

Хирон (дергается всем телом, пытаясь освободиться). Нет.

Саша. Да.

Хирон. Нет.

Саша. Да. Да...

Хирон. Что ты хочешь?

Саша. Тебя, мой Хирон. Тебя.

Хирон. Аа... твой запах... я забыл про него. Я его не успел... возненавидеть. Твой аромат... (С облегчением.) Господи... (Целует Сашу в губы.)

Саша. Ну вот... все хорошо... все хорошо... я вернулась. И мой Хирон вернулся.

Хирон. Вернулся.

Саша. Хочешь меня?

Хирон. Здесь?

Саша. И сейчас.

Хирон. Могут увидеть.

Саша. Плевать.

Хирон. Нет.

Саша. Ты не хочешь меня?

Хирон. Хочу.

Саша. И я хочу. Давай хотеть вместе.

Хирон. Прости. Не могу. Видишь... (Прикасается к коляске.) Твой Хирон уже не тот. Хирону херово.

Саша (отстраняясь). Так плохо?

Хирон. Да. Дальше — хуже.

Саша. Что делать?

Хирон. Никто не знает, что делать. (С иронией.) Разве что твой профессор.

Саша. Там такой бум! Такой бум! Вся Америка в очереди. Спинальников после аварий море. Учредили фонд. Попечительский совет. Тысячи человек кричат: я! Я! Меня спасите! Ужас. Пройти невозможно — руки жмут. Автографы. Как будто это может помочь. Я — случайность. Из трех операций проходит одна. Все равно едут.

Хирон. У меня нет шансов.

Саша. Есть. Есть. Я тебя записала! Ты не первый! Но и не последний. Единственное — деньги.

Хирон. Деньги.

Саша. Деньги. Для иностранцев. Фонд постановил. Там это железно. Две очереди: за деньги и бесплатно. Но только для своих.

Хирон. И сколько же денег?

Саша (пауза). Сто тысяч.

Хирон. Сто тысяч. (Оживляясь.) Хорошие деньги!

Саша. Да.

Хирон. Отличные деньги. Сто тысяч. (Берет в руки петлю, надевает на шею.) Ну... я пойду? Давай прощаться.

Саша. Не дури. (Снимает петлю.) Она тебе не идет. Закрой глаза!

 

Саша сдергивает ленту с пакета с подарком, открывает пакет и достает подарок: это настоящая сбруя из хорошо выделанной сыромятной кожи для человека. С прибамбасами и колокольчиками. Ручная работа. Дорогая вещь. Надевает на Хирона.

 

Саша. From Texas with love.

 

Хирон начинает смеяться и утирать слезы. Смех переходит

в полуистерику. Смеется и Саша. И у нее истерика. Постепенно оба замолкают.

 

Хирон (поглаживая сбрую). Дорогая штука.

Саша. Тебе идет. Вылитый кентавр. (Достает из пакета пластиковую бутылку.) Виски. Давай отметим встречу.

Хирон. Мне нельзя.

Саша (открывая бутылку). Ну, по чуть-чуть.

Хирон. По чуть-чуть можно. Даже если нельзя. За тебя. (Отхлебывает из бутылки, заходится в кашле. Саша хлопает его по спине.) Отвык.

Саша (пьет из горлышка). Самый дорогой.

Хирон (приходит в себя). Самогон. Закусить бы.

Саша (целует Хирона). Закуси мною.

Хирон. Как ты хорошо пахнешь.

Саша. Это виски.

Хирон. Нет. Это ты.

Саша. Хирон. У нас мало времени. Давай решать.

Хирон. Я... все... решил... У меня теперь... времени — бесконечность.

Саша. Все о себе да о себе. Почему ты такой эгоист?

Хирон (обыденно). Потому что все люди — эгоисты. Все думают о себе. Как проснулся — так и думаешь. Сходи в туалет. Прими душ. Позавтракай. Поработай. Погуляй. Потрахайся. Все эгоисты. А если человек не эгоист, то идиот. Выбор невелик.

Саша. Но он есть. Итак, нас снова двое. И оба идиоты. Начинаем с нуля. Я хочу тебя.

Хирон. Слушай, а профессор тебе в то место клетки вставил? Может, спутал? Нельзя все время думать о сексе — глаза вылезут.

Саша. Можно. У меня никого не было! Я молодая, здоровая женщина. Я хочу мужчину.

Хирон. Вот и отлично.

Саша. Я хочу конкретного.

Хирон. Он в кустах? (В сторону.) Эй, конкретный, выходи.

Саша. Не увиливай. Я хочу тебя.

Хирон. Понимаешь, милая... есть принципиальная разница между тобой и мной. Ты женщина, а я — мужчина. Если женщина не хочет — это ничего не значит. В процессе обладания главный — это я. Но если я не хочу — или не могу! что одно и то же, — то ничего не будет.

Саша. Кончил?

Хирон. Закончил.

Саша. Пьяный жеребец. (Садится Хирону на колени.) Сейчас я тебя изнасилую.

Хирон. Уже было. У Апулея.

Саша. Не читала. К тебе из-за океана на крыльях любви примчалась угасающая звезда мирового балета! А ты воротишь свою лошадиную морду. Да на твоем месте сейчас мечтали бы сидеть тысячи!

Хирон. Мне больно.

Саша (встает). Полгода назад ты на коленях умолял меня о любви. Мне что, тоже встать на колени?

Хирон. Я действовал. А ты требуешь.

Саша. Хорошо! Отлично! Я начинаю действовать. (Делает несколько больших глотков из горлышка бутылки.)

Хирон. Эй-эй! Поосторожнее. Пьяная балерина — это отвратительно.

Саша. Не видал ты, Хирон, пьяных балерин. Так вот: я тебя не любила и не люблю.

Хирон. Хорошая интродукция.

Саша. Тогда я пошла за тобой только из-за операции. Я страшно боялась остаться безногой на всю жизнь. И если бы мне сказали: вот целая казарма голодных солдат. А на той стороне — твои ноги! Я бы и тогда поползла. Черт с ними, с солдатами. Я лежала пластом и молила Бога: вот жертва! Вот Тебе жертва! Что может быть ужаснее? Спаси меня. Ты же видишь, как я тебя люблю, о Боже!

Хирон. Пластом? Что-то я этого не припоминаю. (В зал.) Так орала.

Саша. Ха-ха... ну... не совсем пластом. Я же все-таки женщина. У меня есть девичьи слабости. Да, шевелилась. Ожила. Ну и ты... был хорош. Расшевелил.

Хирон. Спасибо.

Саша. На здоровье. Потом я все забыла! Операция! Операция! Все мысли о ней. А потом все мысли об одном: ну же! ну же! мои ноженьки! чувствуйте! Чувствуйте боль! Ну же!! прошу вас! умоляю! Требую! Отрежу вас трамваем, суки! если не пошевелитесь!

Хирон. Разве в Калифорнии есть трамваи?

Саша. Метро! Поезд! Гильотина! Мне было все равно, чем угрожать самой себе! И они испугались! Испугались! две толстые жирные колбасины!

Хирон. Не смей оскорблять свои ноги!

Саша. Да пошли они!... (пьет из бутылки) И они пошли. Бусеньки мои. Мне сразу стало легко — как нарыв прорвался. А потом сразу плохо. Так плохо, я даже и не думала, что так может быть... (Плачет.)

Хирон. Отчего так?

Саша. Ты мне стал сниться каждую ночь. Кентавром. Стоишь, опершись руками на костыли... сверху тело, за ним круп. Хвост. Чресла.

Хирон (заинтересованно). Ну? Ну?

Саша. И все. Никаких “ну”. Стоишь и смотришь.

Хирон. А дальше?

Саша. Я приехала.

Хирон. Зачем?

Саша. Я не могу, когда ты на меня смотришь. Не смотри на меня.

Хирон. Хорошо. Что делать, чтобы не смотреть?

Саша. Прости меня. Возьми меня.

Хирон. Второе невозможно.

Саша (бегая вокруг Хирона). Ты сделаешь это! Ты это должен сделать!! Иначе я сейчас исчезну! И ты, долбаный безногий импотент, всю жизнь будешь молить меня вернуться! А я буду писать тебе письма! Из Австралии! С острова Таити! Из Парижа. Лондона. Рио-де-Жанейро!

 

Хирон в ярости начинает гоняться за Сашей, но та легко ускользает, дразня Хирона юбкой, как тореадор дразнит быка.

 

Саша. Хрен тебе! Не поймаешь, урод! Я буду присылать фотографии — вот я у Ниагарского водопада! Вся мокрая и желанная! Вот я на лошадях еду по Андам! А вот на оленях в Лапландии. А если ты, идиотский кентавр, будешь выбрасывать мои письма, я буду хохотать с экрана телевизора! Я достану тебя в Интернете! Завалю твой почтовый ящик открытками и фотками!

Хирон (хрипя от усталости и злости). Заткнись!

Саша (продолжая убегать). А на фотках буду я с мужиками! Вдвоем! Втроем! Вшестером! Все голые, загорелые! Мускулистые! И все имеют меня! Везде!

Хирон. Заткнись, сука!

Саша. А потом! А потом! Я буду слать тебе фото своих детей! Один! Два! Три! Четыре! (Пауза.) И пять. Пять в самый раз. Пять деток. Три мальчика и две девочки! И не один ни капельки не похож на тебя!!!

 

На последней фразе Хирон кидает петлю под ноги Саше. Та запутывается в веревке, падает. Хирон сваливается с коляски и подползает к Саше. Прижав Сашу к земле, быстро надевает петлю ей на шею. Затягивает петлю.

 

Хирон. Замолчи!

Саша (еле хрипит). Больно... больно, Хирон...

Хирон (задыхаясь от усталости и душевной боли). Я возьму тебя. Возьму с собой. Ты хочешь этого. Изволь. Ты уйдешь первой. Я за тобой. А, может, и не уйду. Ты готова?

Саша. ... я люблю тебя... и ты меня любишь...

Хирон. Нет.

Саша. Любишь...

Хирон. Нет!! нет!!

Саша. Любишь... хочешь... возьми меня.

Хирон. Я не могу!!

Саша. Можешь... все можешь... Мой Хирон...

 

Саша ловко переворачивается: она сверху, а под ней Хирон. Саша раскачивается на Хироне. Тот стонет и пытается вырваться, но тщетно. Саша напевает ту мелодию, под которую танцевали. Затемнение. Звучит стихотворение. Или музыка. Или и то и другое.

 

Когда тьма рассеивается, все расставлено по местам — Хирон в коляске, Саша у его ног, обняв Хирона. Петля на ее шее.

Саша (рассматривая петлю). Счастливая веревка.

Хирон. Веревка счастливой быть не может. Веревка счастья — да.

Саша. Филолог. Как волшебные галоши — надел и загадывай.

Хирон. Ну... загадывай.

Саша. Мужчина — как борзая. Пока добыча не побежит, стоит и крутит своей головой. А как только зайчик поскакал вдаль...

Хирон. Ничего себе зайчик...

Саша. Загадываю. Я сейчас исчезну. Убегу. По-настоящему. Ты меня не лови. Не догонишь.

Хирон. Ты...

Саша. Молчи, Хирон. Слушай хозяйку. Я убегу за деньгами. Нам нужны сто тысяч. Сто тысяч.

Хирон. Сто тысяч.

Саша. Я их заработаю.

Хирон. Чем?

Саша. Ногами. И головой. Ноги мозговитые. Голова не дура. Я не прима. И не стану. Так получилось. Я открываю школу. Оу, этот рашен балет! Все толстые американские девочки хотят танцевать толстых американских лебедей! А я их буду шпынять! Банк дает кредит. И вперед! Не пиши. Не ищи. Я тоже не буду писать, звонить. Лишнее все это. Слова, слова. А нам нужны не слова...

Хирон. А деньги.

Саша. Ты должен ждать. Повтори, что сказала богиня.

Хирон. Я должен ждать. Я буду ждать. Я буду терпелив. А ты успеешь?

Саша. Я постараюсь.

Хирон. Ты поторопись.

Саша. Как скажешь, любимый.

Хирон. Я буду ждать. Я не буду плакать. Я сильный кентавр.

Саша. Хирон самый сильный кентавр. Хирон самый умный кентавр. Он воспитал героев. Тесея. Ясона. И братьев Люмьер.

Хирон. Диоскуров.

Саша. Какая разница...

 

Звучит музыка. Саша встает, берет коляску и танцует вместе с Хироном. Иногда она берет упряжь и правит коляской, как колесницей.
В финале коляска еще вращается, но Саша балетным шагом ускользает за кулисы, оставив веревку с петлей на коленях Хирона. Коляска останавливает свое вращение. Музыка замолкает. Хирон в коляске на авансцене. На груди упряжь, в руках веревка с петлей.
Хирон читает свои стихи “Прощание с Богиней”.

 

Хирон (тихо). Я жду. Я терпеливый кентавр. У меня большое могучее тело. (Громко.) Я не зажигаю света. Кентавры привыкли к темноте. Темнота — друг кентавра. (Тихо.) Свои стихи я пишу в уме. В уме я их издаю. В одном экземпляре. Я читаю их сам себе. Какой я умный. Какой я мудрый. Какой я терпеливый. (Громко.) Она танцует. (Наклоняется в бок и трогает рукой покрытие.) Я чувствую содрогания почвы — это ее волшебные ноги сотрясают земную твердь. (Выпрямляется.) Я чувствую, как она танцует. (Тихо.) Иногда она танцует всю ночь напролет. (Громче.) Эй, нельзя так много работать, устанешь.

Голос Саши. Эй, Хирон! Зато будет много денег. И я приеду к тебе. Я отвезу тебя к Профессору.

Хирон. Я встану. Я пойду. Мы обойдем с богиней весь земной шар. Мы будем купаться во всех морях и океанах. Мы будем счастливыми. Долго-долго. Я умею ждать...

 

 

КОНЕЦ