В монографии Walenty Pilat, изданной в 2000 году в Польше и посвященной развитию русской драматургии конца 20 века есть глава о Домике драматургов. Поскольку у нас нет возможности опубликовать работу на польском языке полностью, приводим небольшое из нее "Резюме", опубликованное там же на русском языке.

WALENTY PILAT

NA PROGU XXI WIEKU

Wydawnictwo uniwersytetu warminsko-mazurskiego olsztyn 2000, ISBN 83-7299-013-1

РЕЗЮМЕ

В настоящей работе характеризуется развитие русской драматургии 90-ых годов в контексте историко-литературного процесса, включая также более ранние периоды, среди которых особо отмечается влияние драматургии Александра Вампилова на творческие успехи авторов 80-90 годов. Вамнилов, как это подчLркивается в первом разделе работы, создал немного драм (так как преждевременно погиб в водах Байкала в возрасте 34 лет), но это скромное в количественном отношении творческое наследие оказало на последующие поколения огромное влияние. Это был своего рода феномен, который однако можно вполне адекватно объяснить с точки зрения сегодняшних позиций. Во-первых, дебютировавший в 60-ые годы, Вампилов силой своего таланта, а также молодым задором, необыкновенной - для своего возраста - проницательностью и умением подмечать наиболее существенные проблемы своего времени создал драмы почти "культовые", то есть превосходно отображающие проблемы так называемого "потерянного поколения" конца 50-ых и начала 60-ых годов. При этом он обращался не только к традициям русской психолого-бытовой драмы XIX века (вспомним хотя бы А.Чехова, Н. Гоголя или М. Горького), но также, возможно интуитивно, вписался почти идеально в тогдашнюю европейскую драматургию абсурда. Только после его смерти в России начинает оцениваться безусловное новаторство его драматургии. Многие из драматургов (в том числе Людмила Петрушевская) в своих высказываниях указывали на А. Вампилова как на своего учителя. Следовательно, раздел данной работы, посвященный собственно творчеству А. Вампилова, не случаен. Именно в нLм (этом творчестве) концентрируются источники художественной образотворческой системы для многих молодых российских драматургов.

Однако драматургия 90-ых годов - это не только молодые авторы. В этом же десятилетии продолжали работать и творить драматурги, которые дебютировали сразу же после II мировой войны и все эти годы их пьесы формировали образ современной драматургии. Я имею в виду таких авторов, как Виктор Розов, Леонид Зорин, Самуил Алешин, Эмиль Брагинский, более молодые - Александр Мишарин, Михаил Рощин, Григорий Горин, Александр Гельман, Михаил Шатров и многие другие. В советский период они были на вершине драматургии, однако после распада Советского Союза оказались в известной степени на обочине, а часто вообще сознательно отказывались от писательства. Не коснулось это однако таких известных творцов, как Виктор Розов, Леонид Зорин, Самуил Алешин или Александр Мишарин. В девяностые годы они также создали много ценных произведении, в которых выразили свое отношение к новым реалиям. Собственно этим проблемам и посвящен очередной раздел работы.

Далее в книге анализируется творчество авторов (Людмила Петрушевская, Александр Галин, Алексеи Казанцев, Роман Солнцев), которые на переломе 70 и 80-ых лет репрезентировали так называемую "новую волну". Их драмы, написанные в минувшем десятилетии, разумеется, в проблемном и эстетическом аспекте значительно отличаются от раннего периода творчества. Каждый из названных драматургов создал свой стиль, и сегодня трудно относить этих авторов к какой-либо особо выделяющейся группе. От "тех" лет осталась, однако, острота видения окружающей действительности, великолепное знание психики, а также тонкое понимание сценических законов.

Во втором разделе работы главное внимание сконцентрировано на таких проблемах, как постмодернизм в современной драматургии и в этом контексте рассмотрено, между прочим, творчество Алексея Шипенко, Юрия Волкова, Нины Садур и многих других авторов, что позволило прийти к окончательным выводам о том, что постмодернизм в русской литературе, в том числе в драматургии, приобрел разнообразные формы: художественное провоцирование, негативация литературных традиций, языковые эксперименты, шокирующие средства в художественной экспрессии (прежде всего довольно широкое использование ненормативной лексики), обращение к западноевропейскому театру абсурда и гротесковой драмы.

В этом же разделе отдельно рассматривается творчество Николая Коляды - драматурга, который получил признание не только в России, поскольку его пьесы ставятся также в западноевропейских и американских театрах. В современной драматургии он занимает особое место, так как, с одной стороны, его пьесы широко используют лучшие традиции русской психологически-бытовой драмы, а - с другой - предлагают новую (иногда шокирующую) проблематику и новые художественные решения.

Не обойдены вниманием также драматурги, работающие в неформальной петербургской группе "Домик Драматургов". С ней связаны такие авторы, как Александр Образцов, Игорь Шприц, Людмила Разумовская, Алла Соколова, Олег Ернев и др. Это объединение издает альманах "Ландскрона", который систематически публикует пьесы петербургских драматургов старшего и младшего поколения. Группа эта очень активна и собственно благодаря ее активности на русские сцены довольно часто попадают драмы как известных авторов, так и дебютантов.

В заключительной части книги анализируется так называемая "иная" драматургия, то есть творчество Марии Арбатовой, Елены Греминой, Михаила Угарова и др. Эти драматурги дебютировали на переломе восьмидесятых годов и позднее закрепили свое место в новейшей российской драматургии. Мария Арбатова отдает предпочтение феминистическим теориям, хотя последние ее пьесы являются художественной попыткой разобраться в современной действительности; Елена Гремина, основываясь на исторических материалах, ищет в них параллели к сегодняшнему времени; Михаил Угаров, несмотря на то (как он сам утверждает), что современность его вообще не интересует, однако на канве исторических событий, используя своеобразную игру слов, жестов, времени и пространства, все же хочет высказаться и по поводу волнующих его актуальных проблем своей страны.

Сейчас только начало XXI века, а уже рождаются (и это вполне естественно) новые таланты (как, например, Евгений Гришковец), которые наверняка скажут новое слово в русской драматургии. Поэтому данная монография ничего не заключает решительным образом. Она является попыткой синтеза драматургии девяностых годов и одновременно своеобразной отправной точкой для оценки явлений, которые имеют место в русской драматургии "здесь" и "сейчас". Автор выражает скромную надежду, что предложенный им материал станет исходной точкой для молодых исследователей при оценке новейшей российской драматургии.