Антон Гетьман:

"Следует делать ставку на свои силы"

Ни для кого не секрет, что процесс отдаления государства от культуры в последнее время идет достаточно активно. Формально связь, конечно, сохраняется, и абсолютное большинство учреждений культуры по-прежнему остаются государственными и поддерживаются из средств разных уровней бюджета. Однако, рассчитывать на эту финансовую поддержку, а уж тем более строить какие-либо планы на ее основе, крайне неосмотрительно. Нет сегодня более ненадежного партнера, чем государство. И вопрос перед директорами театров, музеев, библиотек и концертных залов стоит, в конце концов, очень просто: как выживать в этих условиях. Своими соображениями на этот счет в беседе с нашим корреспондентом Катериной Ефремовой делится директор Санкт-Петербургской филармонии А. А. Гетьман

- Учитывая не самую лучшую ситуацию для учреждений культуры в данный момент, как вы видите развитие Филармонии на ближайшее время, ну скажем 5 - 8 лет.

- Всегда есть два варианта. Первый - ходить с протянутой рукой по кабинетам и пытаться убеждать государственных чиновников разного уровня, что России нужна культура вообще и филармония в частности. Иными словами, просить денег там, где их нет. Точнее, где их на то, для чего ты просишь. Второй путь - учиться выживать самим. Я не имею в виду, что необходимо отказаться от того незначительного финансирования, которое сегодня государство производит. В конце концов, это его, государства, социальная миссия и оно эту миссию выполняет так, как умеет и может. Но ставку делать не на государственные средства, которые могут быть, а могут и не быть, а на свои силы и силы своей организации. И именно такой подход для развития филармонии мне кажется более перспективным и правильным.

- Однако, приспосабливать к новым экономическим условия, а именно об этом идет речь, маленький коллектив гораздо проще и легче, чем Филармонию. Вы не боитесь, что, образно говоря, красивый, но далеко не новый и несовременный линкольн не впишется в столь резкий поворот?

- Вы правы. Опасность такая есть. И чтобы избежать, продолжая ваш образ, кювета, необходимо все преобразования вести крайне продумано и не торопясь. Торопись медленно, говорили древние.

- О каких именно преобразованиях Вы говорите?

- Чем больше организация, тем менее она поворотлива. Тем менее оперативно руководство такой организации в состоянии реагировать на происходящие изменения. Поэтому преобразования, о которых мы думаем и которые делаем - это структура филармонии. Дело в том, что сама структура филармонии, тогда когда эта структура формировалась, была рассчитана на то, что государственное финансирование в необходимом для филармонии объеме будет всегда. Сегодня ясно, что эти планы не оправдались. Поэтому, необходимо создавать более мобильную, отвечающую сегодняшним реалиям структуру.

- Вы имеете в виду, что может сложиться ситуация, при которой возможно разделение филармонии на несколько организаций?

Художественный руководитель
Филармонии Юрий Темирканов

- Так вопрос не стоит. Это крайняя мера и сегодня в этом нет никакой необходимости. Речь идет, прежде всего, о том, чтобы оркестрам филармонии было предоставлено право большей хозяйственной самостоятельности. Это возможно и без юридического разделения. Руководство и артисты оркестров должны ясно понимать, что они делают за государственное жалование, которое совершенно не зависит от результатов труда, и что они могут делать за дополнительную плату. У директоров оркестров должно появиться право принимать финансовые и правовые решения в рамках их компетенции. По сути, мы должны выстроить ясные коммерческие отношения внутри самой филармонии между основными ее отделами, коими являются залы и оркестры, и руководством организации. По моим наблюдениям, коммерческие отношения дисциплинируют руководителей отделов и их подчиненных, а главное позволяют ясно понять, за что они работают. Ведь сохранять и развивать музыкальную культуру Санкт-Петербурга и России только на любви к музыке невозможно. Что бы эта работа была успешной и эффективной, нужны деньги, и немалые. Нужно платить людям зарплату, на которую можно жить. Ведь нищий и голодный человек - не работник.

- Так вопрос не стоит. Это крайняя мера и сегодня в этом нет никакой необходимости. Речь идет, прежде всего, о том, чтобы оркестрам филармонии было предоставлено право большей хозяйственной самостоятельности. Это возможно и без юридического разделения. Руководство и артисты оркестров должны ясно понимать, что они делают за государственное жалование, которое совершенно не зависит от результатов труда, и что они могут делать за дополнительную плату. У директоров оркестров должно появиться право принимать финансовые и правовые решения в рамках их компетенции. По сути, мы должны выстроить ясные коммерческие отношения внутри самой филармонии между основными ее отделами, коими являются залы и оркестры, и руководством организации. По моим наблюдениям, коммерческие отношения дисциплинируют руководителей отделов и их подчиненных, а главное позволяют ясно понять, за что они работают. Ведь сохранять и развивать музыкальную культуру Санкт-Петербурга и России только на любви к музыке невозможно. Что бы эта работа была успешной и эффективной, нужны деньги, и немалые. Нужно платить людям зарплату, на которую можно жить. Ведь нищий и голодный человек - не работник.

- Вы не боитесь, что, почувствовав вкус к самостоятельности, оркестры вскоре могут поднять вопрос об отделении от филармонии. Я имею в виду образование другого юридического лица.

- Я бы не стал что-либо прогнозировать. Время покажет. Надо только помнить, что право быть самостоятельным рождает ответственность за результат этой самостоятельности. Справиться с такой ответственностью крайне не просто. С другой стороны, если обратиться к мировому опыту, то времена тяжелых экономических кризисов и в Европе и в США более успешно переживали маленькие компании. Крупные корпорации или замораживали свою деятельность или рассыпались на мелкие фирмы, чтобы выживать поодиночке. Это естественный процесс. Чтобы объединиться на новых экономических и финансовых условиях, сначала необходимо разъединиться.

- Вы все время проводите аналогии с бизнесом. Но правомерна ли такая аналогия по отношению к филармонии?

- Филармония, театр, музей, библиотека и т. д. это тоже бизнес. И экономические законы, и законы рынка, даже рынка не цивилизованного работают для всех одинаково. Мы продаем населению концертную услугу. В этом состоит наш бизнес. Отличие заключается в том, что зачастую мы продаем эту услугу ниже себестоимости, поскольку это наша социальная и культурная миссия, если хотите. Таким образом, наша задача состоит в том, что бы планировать концертную деятельность таким образом, чтобы не терять деньги. И эта концертная деятельность должна быть интересной и творчески состоятельной. Мы иногда можем себе позволить не заработать. Но терять деньги, мы не имеем права. И в 2000 году мы создадим такую структуру филармонии, выстроим такие отношения как внутри самой филармонии, так и с нашими партнерами, чтобы вероятность потерь была минимальной и прогнозируемой, а качество наших концертов при этом улучшалось.

На фотографиях сверху вниз:
Скрипач Сергей Стадлер
Поет Любовь Казарновская
Пианист Павел Егоров