"Пикколо" собирает друзей

фестиваль театров европы

Вот уже восемь лет существует Союз театров Европы. Восьмой фестиваль этого сообщества прошел в октябре-ноябре 1999 года в Страсбурге. И сразу же в Милане начался внеочередной форум, посвященный памяти одного из создателей Союза театров Европы - Джорджо Стрелера. Оба исторических здания "Пикколо-театра" - старое, где великий итальянский режиссер работал еще с Паоло Грасси, и новое, которое он построил незадолго до смерти, а также "Студио" - экспериментальная площадка, где проходили занятия со студентами, - принимали гостей. Как, впрочем, и другие миланские театры, где выступали лучшие театры Европы.

Фестиваль длился почти два месяца: 10 ноября его открыли спектакли Эймунтаса Някрошюса, а 23 декабря завершил знаменитый "Арлекин - слуга двух господ", поставленный Стрелером много лет назад. Для юных зрителей проводился фестиваль "Il Piccolo per i piu piccoli". Помимо спектаклей, фестиваль включал мастер-классы, встречи режиссеров и сценографов с коллегами и студентами. В "Палаццо Реале" была развернута выставка, посвященная творчеству мастера, шла видео-ретроспектива его работ. Проводились также симпозиумы, семинары, творческая лаборатория "Театр Джорджо Стрелера".

Подробнее мы расскажем о фестивале в следующем номере. А пока - статья из миланской газеты "Corriere della Sera", от 23 декабря 1999 года.

Додин восхищает, Някрошюс удивляет, Бергман разочаровывает

Фестиваль, посвященный Стрелеру, представил 21 спектакль (восемнадцать драматических и три балетных), всего состоялось 65 представлений (еще 70 представлений было дано для детей). В пяти театрах, разных по вместимости, побывало 100 тысяч зрителей. Больше всего посмотрело балетный спектакль Билла Джонса в театре "Лирико", за три вечера в зале на 1600 мест побывало 3500 зрителей. Что касается драматических спектаклей, то на первом месте спектакли Додина (4700 платных билетов за 12 спектаклей в маленьком зале) и спектакли Някрошюса (4400 платных билетов за 6 представлений в большем по размеру зале).

Если перейти от количественных оценок к качественным, то исключая китайский спектакль "Мудан Тинг", который нельзя сравнивать с другими по характеру представления, и два спектакля Стрелера ("Счастливые денечки" и "Арлекино"), я без колебаний назову лучшим спектакль Додина "Пьеса без названия" по Чехову. Этот спектакль заслуживает оценку 8 баллов из 10, и эта оценка продиктована моим личным чувством, а не количеством зрительских аплодисментов. Другому из трех спектаклей Додина "Gaudeamus" я бы поставил оценку 8 с минусом, потому что текст Каледина менее красив, чем Чехова, а "Чевенгуру" я бы поставил 7, где особенно прекрасен финал. Оценку 7 я бы поставил "Макбету" Някрошюса, который стал для многих открытием, и 7 с минусом "Гамлету", превосходящему "Макбет" в изяществе, но уступающему в силе.

Кроме этих вершин я бы хотел поприветствовать (но не более того) несколько спектаклей, представлявших европейскую культуру. Хочу вспомнить "Специалисты" Марталера, режиссера, возможно переоцененного, но единственного, который обращается к театру жеста и в этом смысле может войти в историю. И другой спектакль - "Диско Свиньи" (Disco Pigs), Остермайера, который набрался смелости использовать современные тексты (большей частью посредственные), но компенсирует это прекрасными актерами, заслужившими зрительские аплодисменты. Высших похвал заслуживают и артисты венгерского Театра Катоны в спектакле "Ивона, принцесса Бургундская" Гамбровича, но сам спектакль отдает стариной, как словно вы вошли в комнату, обставленную с хорошим вкусом пятидесятилетней давности.

Но больше всего разочаровал спектакль "Кинематографисты" Энквист-Бергмана, где далеко не лучший вкус сочетался с архаикой.

В целом разочаровал и французский театр (хотя и представлен он был в благородном стиле): от "Орестеи" Лаводана до "Мизантропа" Лассаля и "Скупого" Планшона. Складывается впечатление, что они защищают театр-музей, где все от костюмов до декораций и режиссуры оказывается архаичным, что театр существует не для того, чтобы быть живым. Однако то, что театр живой, доказал фестиваль, организованный Пикколо.

Франко Корделли