ГЮЛЯРА САДЫХ-ЗАДЕ 
                ТАЛЛИНСКИЕ
                ЭСКИЗЫ.  
                ВОЗВРАЩЕНИЕ
                К БУДУЩЕМУ  
                  
                В
                Таллине, в Старом городе, я
                набрела на книжный
                магазин. В витрине на
                видном месте красовался
                солидный том в
                суперобложке: "Return to the
                Western World. Cultural and Political
                Perspectives on the Estonian Post-Communust
                Transition" издание
                Тартусского Университета.
                Я невольно отметила, что
                заявленная тематика
                донельзя актуальна для
                национального
                самосознания нынешнего
                эстонского общества.
                Первое слово в заглавии -
                "возвращение" - стало
                ключевым понятием для
                страны, положившей в
                основание своего нового
                государственного здания
                реституцию, то есть
                восстановление в полном
                объеме свода законов и
                уложений, принятых в былой
                буржуазной Эстонской
                Республике. Однако для
                эстонцев слово return
                означает гораздо больше;
                оно распространяется и на
                частную жизнь, и на
                культурные институты.
                Возвращение к
                традиционному жизненному
                укладу, возвращение
                либерально-буржуазных
                этических ценностей,
                возвращение собственности
                - домов и земли - их бывшим
                владельцам, наконец,
                возвращение самой Эстонии
                в лоно западного мира - все
                эти процессы стоят в одном
                смысловом ряду, обнимаются
                одним понятием.
                Восстановительный пафос
                созидания питает
                национальную идею. Идея, в
                свою очередь, подпитывает
                развитие национальной
                культуры. Культура же,
                особенно академическая, во
                все времена нуждалась в
                финансовой и моральной
                поддержке государства. Это
                хорошо понимали и
                политические деятели
                Эстонской Республики,
                заложившие в свое время в
                законодательство надежные
                механизмы обязательных
                отчислений "на
                культуру". Тогда в
                Эстонии был создан
                государственный фонд
                Kultuurkapital, в который
                отчислялся оговоренный
                процент с акцизных налогов
                и доходов от казино, и это
                были очень приличные
                деньги. 
                Сейчас
                "Культуркапитал"
                восстановлен вкупе со всем
                прошлым законодательством
                и активно функционирует.
                Деньги распределяются
                поровну между всеми видами
                искусства; только на
                музыку в год приходится
                около 1 млн долларов, и это
                в маленькой компактной
                Эстонии! 
                Композитор
                Раймо Канграс с женой 
                 Когда
                после долгого перерыва
                вновь приезжаешь в Таллин
                и начинаешь вникать в
                процессы, движущие его
                музыкальной жизнью,
                поначалу поражаешься: до
                чего многослойна и
                дифференцированна
                музыкальная
                инфраструктура в этом
                небольшом, в сущности,
                городе. Концертный процесс
                в Таллине идет активно;
                летом - даже активнее, чем в
                сезон, так как его
                стимулирует наплыв
                туристов. Всюду проходят
                концерты
                профессиональных,
                полупрофессиональных и
                вовсе любительских
                коллективов: одних хоров в
                Эстонии десятки, если не
                сотни. Они выступают в
                маленьких уютных
                зальчиках старинных
                зданий - в Доме учителя, в
                Ратуше, в многочисленных
                церквах на дневных
                воскресных концертах.
                Особенно много их выпадает
                на Пасхальную неделю
                (Пасха там прошла на неделю
                раньше, чем у нас) - так
                называемые Kevadkontsert,
                Весенние концерты.
                Параллельно в камерных
                аудиториях на разных
                уровнях огромного недавно
                выстроенного модернового
                здания Академии музыки
                вовсю идут
                экспериментальные штудии
                и хеппененги
                композиторской молодежи; в
                Старом городе необычайной
                популярностью пользуется
                камерный Зал Черноголовых
                Братьев (бывший клуб
                ганзейских
                купцов-холостяков, в
                декоруме которого главным
                элементом выступают
                барельефы с изображением
                эбонитово-черных
                африканцев). А на границе
                старого и нового города
                высятся близнецово
                сросшиеся здания Eestu Kontsert (
                Таллинская Филармония) и
                оперного театра
                "Эстония".  
                Неудивительно,
                что страна буквально
                цветет фестивалями: в
                сезон их проходит около 20,
                причем не только в Таллине,
                но и в местечке Хаапсулу,
                где играют старинную
                музыку, и в Ранвере, где
                увлекаются
                виртуально-электронными
                экспериментами, и в Рапла,
                где особенно уважают
                духовые оркестры (это не
                считая знаменитого
                Праздника Песни,
                проходящего в Эстонии уже
                100 лет). В этом году
                планируется создание
                оперного фестиваля на
                острове Сааремаа, на
                котором все девушки -
                сплошь блондинки (из
                признания одного оперного
                режиссера). Из денег фонда
                подпитываются и частные
                оркестры и хоры,
                возникающие по всей
                Эстонии, как грибы после
                дождя ( в каждом местечке
                есть свой маленький
                Культуркапитал, куда идут
                деньги из местного
                бюджета); часть средств
                направляется на гранты
                деятелям искусств; (к
                слову, Минкульт выделяет
                деньги и на свои гранты,
                чуть более скромные), часть
                - на организацию
                творческих конкурсов и
                стимулирование угасающих
                жанров. 
                Наши
                музыканты могут лишь
                мечтать о такой помощи. А
                пока мы можем лишь
                печально наблюдать за
                хиреющей современной
                российской оперой и
                отмечать, до чего мало
                сочинений крупной формы
                появилось в последние
                годы. Закупочные комиссии
                от Музфонда и Минкульта
                превратились в фикцию;
                гранты композитор может
                получить, пожалуй, лишь от
                фонда Сороса, но никак не
                от государственных
                институтов.  
                В Эстонии
                картина складывается
                иначе. Простой пример:
                ужаснувшись тому факту,
                что современная эстонская
                опера не ставилась в
                театре с 1983 года,
                музыкальная
                общественность сомкнула
                ряды и объявила конкурс
                оперных идей. На создание
                новой эстонской оперы
                деньги были выделены
                отдельной строкой в
                бюджете. В отборочном жюри
                заседали семь самых
                успешных композиторов:
                Леппо Сумера, Раймо Кангро,
                Эйно Тамберг, Эркки-Свен
                Тююр, Урмас Сисаск и еще
                двое молодых и менее
                известных. Из 24 поданных
                заявок было отобрано три.
                Театр "Эстония"
                немедленно заказал оперы
                тем, кому доверял: Сумере и
                Кангро. В прошлом сезоне,
                при огромном стечении
                народа и шумном
                общественном резонансе с
                оглушительным успехом
                прошла премьера оперы
                Кангро "Сердце" на
                символистско-дидактический
                сюжет, своего рода
                парафраз из "Фауста"
                Гете на современный лад
                (идея и либретто
                принадлежит двум дочерям
                композитора - но победили
                они в анонимном конкурсе).
                Леппо Сумера сейчас уже
                заканчивает оперу на
                исторические темы, и, надо
                думать, вскоре в театре
                "Эстония" следует
                ждать второй оперной
                премьеры. 
                Весьма
                "раскрученный" в
                Эстонии и за ее пределами
                Nyyd Ensemble (nyyd в переводе -
                "здесь и сейчас", что
                говорит о репертуарных
                предпочтениях коллектива),
                в свою очередь, заказал 5 (!)
                камерных опер разным
                авторам и уже начинает
                собирать урожай. В
                маленьком театрике,
                расположившемся в узком
                старинном особняке на
                улице Lai ("широкая"), в
                уютном зальчике на 150 мест
                под самой крышей
                разыгрывалось действо:
                камерный балет Кайри
                Коськ, только что
                закончившей Академию в
                классе Тамберга юной девы.
                Пластическая сказка
                "Последний Единорог" ,
                написанная для
                нетрадиционного состава
                инструментов, чтецов и
                двух вокалисток, решалась
                средствами модерн-танца
                при минимуме декораций и
                представляла собою
                экспериментальный
                переходный жанр,
                контаминацию оперы и
                балета. Безыскусность и
                искренность интонации,
                складная, хоть и без затей,
                форма с
                вокализом-обрамлением и
                общее ощущение свежести и
                чистоты, исходившее от
                музыки Коськ, внушали
                надежду на славное
                будущее, которое вскорости
                ждет эстонскую музыку. В
                сущности, будущее уже
                почти настигло ее: уровень
                эстонской композиторской
                школы традиционно всегда
                был очень высок, а музыка
                ее отдельных
                представителей котируется
                во всем мире очень высоко.
                Достаточно назвать Арво
                Пярта, покинувшего Эстонию
                в 1980 году и ныне живущего в
                Германии. Или патриарха
                Вельо Тормиса,
                "эстонского
                Свиридова", музыка
                которого вспоена
                народно-песенной стихией и
                потому внятна и близка
                каждому эстонцу.  
                На
                авансцене эстонской
                музыки между тем возникают
                новые имена: Эркки-Свен
                Тюур, в свои 40 лет
                написавший Реквием,
                несколько симфоний и
                ораторий, массу камерной
                инструментальной музыки и
                работающий в настоящий
                момент над оперой о
                трагической судьбе
                дипломата Пауля
                Валленберга по заказу
                Дортмундского театра.
                Композитор, сразу же, с
                первых шагов на
                композиторском поприще
                внятно и ярко заговоривший
                на своем узнаваемом языке,
                столь щедро одарен
                природой, что можно
                решиться назвать его если
                и не гениальным, то
                приближающимся к
                гениальности. Не случайно
                его, еще 30-летнего, без
                промедления подхватило
                старинное и авторитетное
                немецкое издательство Peters,
                на корню превентивно
                закупив все его настоящие
                и будущие опусы. Правда,
                это создает трудности с
                исполнением: авторские
                права принадлежат
                издательству и именно с
                ним надлежит
                рассчитываться тем, кто
                желает играть сочинения
                Тюура. Бюджет эстонских
                фестивалей таких трат
                зачастую не выдерживает, и
                потому музыка Тюура в
                Эстонии звучит до обидного
                мало - все больше в
                Германии и далее - везде. 
                Идею
                искусственной подпитки
                академических жанров с
                помощью материальных
                вливаний без устали
                проводит в жизнь эстонский
                Союз композиторов. Раймо
                Кангро, организатор и
                художественный
                руководитель весеннего
                фестиваля эстонской
                музыки, считает, что
                классические струнные
                квартеты и духовые
                квинтеты правильного
                "моцартовского"
                состава обязательно
                должны время от времени
                появляться. И потому
                фестиваль загодя
                заказывает композиторам
                те или иные сочинения
                определенных жанров и
                форм. Затем полученный
                творческий продукт
                оценивают исполнители и
                отбирают понравившееся.
                Тем, чьи произведения
                прозвучат на фестивале,
                выплачивается полная
                сумма гонорара; тем, чьи
                работы забраковали, -
                половинная, чтоб не было
                обидно за зряшный труд. 
                В
                результате этой
                построенной на принципе
                разумной целесообразности
                репертуарной политики на
                фестивале прозвучало по
                меньшей мере два неплохих
                струнных квартета - Яна
                Ряэтса и Ааро Крюисмяе - и
                довольно живой и забавный
                духовой квинтет 19-летнего,
                но весьма активно пишущего
                и много обещающего Микеля
                Керема. Двумя годами
                раньше таким же способом -
                путем объявления конкурса
                - были вызваны к жизни
                замечательный Концерт для
                кларнета Эйно Тамберга (1-я
                премия) и Фортепианный
                концерт самого Раймо
                Кангро (2-я премия). 
                В этом году
                заключающую фестиваль
                программу составили целых
                4 специально заказанных
                инструментальных
                концерта: для
                сопрано-саксофона Петера
                Вахи, для фортепиано -
                Рейна Раннапа, для ударных
                - Раймо Кангро и Тройной
                концерт для всех
                вышеупомянутых
                инструментов - Леппо
                Сумеры. Изюминкой
                программы стало
                выступление Марка
                Пекарского в двух
                последних опусах. Что
                касается качества самой
                музыки, то самый
                концептуальный концерт
                был у Раннапа, самый
                запоминающийся по
                тематизму - у Кангро и
                самый энергетичный - у
                Сумеры. О концерте Петера
                Вахи умолчим, отметив лишь
                блестящую игру шведского
                саксофониста Андерса
                Паулссона.  
                Можно
                бесконечно долго
                развивать сагу о
                музыкальном Таллине:
                описывать солнечные блики,
                лежащие на каменных плитах
                церкви Нигулисте, когда в
                ней играл камерный оркестр
                из Хаапсулу, неумело, но
                старательно и с искренним
                чувством исполнявший
                "Элегию" Чайковского;
                вспоминать замечательный
                Камерный хор Тыну
                Кальюсте, равно совершенно
                исполнявший в Домском
                Соборе и Моцарта, и Пярта;
                рассказывать об
                исполнении
                минималистической оперы
                Джона Адамса "Никсон в
                Китае" или об особенном
                рокочущем тембре
                знаменитого эстонского
                мужского хора... Однако все
                вместить в статью
                невозможно: можно лишь
                прочертить направление
                пути, по которому вскоре
                начнется триумфальное
                шествие эстонской музыки в
                широкий и открытый новому
                западный мир. 
                 |