ГЮЛЯРА САДЫХ-ЗАДЕ

ТАЛЛИНСКИЕ ЭСКИЗЫ.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К БУДУЩЕМУ

 

В Таллине, в Старом городе, я набрела на книжный магазин. В витрине на видном месте красовался солидный том в суперобложке: "Return to the Western World. Cultural and Political Perspectives on the Estonian Post-Communust Transition" издание Тартусского Университета. Я невольно отметила, что заявленная тематика донельзя актуальна для национального самосознания нынешнего эстонского общества. Первое слово в заглавии - "возвращение" - стало ключевым понятием для страны, положившей в основание своего нового государственного здания реституцию, то есть восстановление в полном объеме свода законов и уложений, принятых в былой буржуазной Эстонской Республике. Однако для эстонцев слово return означает гораздо больше; оно распространяется и на частную жизнь, и на культурные институты. Возвращение к традиционному жизненному укладу, возвращение либерально-буржуазных этических ценностей, возвращение собственности - домов и земли - их бывшим владельцам, наконец, возвращение самой Эстонии в лоно западного мира - все эти процессы стоят в одном смысловом ряду, обнимаются одним понятием. Восстановительный пафос созидания питает национальную идею. Идея, в свою очередь, подпитывает развитие национальной культуры. Культура же, особенно академическая, во все времена нуждалась в финансовой и моральной поддержке государства. Это хорошо понимали и политические деятели Эстонской Республики, заложившие в свое время в законодательство надежные механизмы обязательных отчислений "на культуру". Тогда в Эстонии был создан государственный фонд Kultuurkapital, в который отчислялся оговоренный процент с акцизных налогов и доходов от казино, и это были очень приличные деньги.

Сейчас "Культуркапитал" восстановлен вкупе со всем прошлым законодательством и активно функционирует. Деньги распределяются поровну между всеми видами искусства; только на музыку в год приходится около 1 млн долларов, и это в маленькой компактной Эстонии!

Композитор Раймо Канграс с женой

Когда после долгого перерыва вновь приезжаешь в Таллин и начинаешь вникать в процессы, движущие его музыкальной жизнью, поначалу поражаешься: до чего многослойна и дифференцированна музыкальная инфраструктура в этом небольшом, в сущности, городе. Концертный процесс в Таллине идет активно; летом - даже активнее, чем в сезон, так как его стимулирует наплыв туристов. Всюду проходят концерты профессиональных, полупрофессиональных и вовсе любительских коллективов: одних хоров в Эстонии десятки, если не сотни. Они выступают в маленьких уютных зальчиках старинных зданий - в Доме учителя, в Ратуше, в многочисленных церквах на дневных воскресных концертах. Особенно много их выпадает на Пасхальную неделю (Пасха там прошла на неделю раньше, чем у нас) - так называемые Kevadkontsert, Весенние концерты. Параллельно в камерных аудиториях на разных уровнях огромного недавно выстроенного модернового здания Академии музыки вовсю идут экспериментальные штудии и хеппененги композиторской молодежи; в Старом городе необычайной популярностью пользуется камерный Зал Черноголовых Братьев (бывший клуб ганзейских купцов-холостяков, в декоруме которого главным элементом выступают барельефы с изображением эбонитово-черных африканцев). А на границе старого и нового города высятся близнецово сросшиеся здания Eestu Kontsert ( Таллинская Филармония) и оперного театра "Эстония".

Неудивительно, что страна буквально цветет фестивалями: в сезон их проходит около 20, причем не только в Таллине, но и в местечке Хаапсулу, где играют старинную музыку, и в Ранвере, где увлекаются виртуально-электронными экспериментами, и в Рапла, где особенно уважают духовые оркестры (это не считая знаменитого Праздника Песни, проходящего в Эстонии уже 100 лет). В этом году планируется создание оперного фестиваля на острове Сааремаа, на котором все девушки - сплошь блондинки (из признания одного оперного режиссера). Из денег фонда подпитываются и частные оркестры и хоры, возникающие по всей Эстонии, как грибы после дождя ( в каждом местечке есть свой маленький Культуркапитал, куда идут деньги из местного бюджета); часть средств направляется на гранты деятелям искусств; (к слову, Минкульт выделяет деньги и на свои гранты, чуть более скромные), часть - на организацию творческих конкурсов и стимулирование угасающих жанров.

Наши музыканты могут лишь мечтать о такой помощи. А пока мы можем лишь печально наблюдать за хиреющей современной российской оперой и отмечать, до чего мало сочинений крупной формы появилось в последние годы. Закупочные комиссии от Музфонда и Минкульта превратились в фикцию; гранты композитор может получить, пожалуй, лишь от фонда Сороса, но никак не от государственных институтов.

В Эстонии картина складывается иначе. Простой пример: ужаснувшись тому факту, что современная эстонская опера не ставилась в театре с 1983 года, музыкальная общественность сомкнула ряды и объявила конкурс оперных идей. На создание новой эстонской оперы деньги были выделены отдельной строкой в бюджете. В отборочном жюри заседали семь самых успешных композиторов: Леппо Сумера, Раймо Кангро, Эйно Тамберг, Эркки-Свен Тююр, Урмас Сисаск и еще двое молодых и менее известных. Из 24 поданных заявок было отобрано три. Театр "Эстония" немедленно заказал оперы тем, кому доверял: Сумере и Кангро. В прошлом сезоне, при огромном стечении народа и шумном общественном резонансе с оглушительным успехом прошла премьера оперы Кангро "Сердце" на символистско-дидактический сюжет, своего рода парафраз из "Фауста" Гете на современный лад (идея и либретто принадлежит двум дочерям композитора - но победили они в анонимном конкурсе). Леппо Сумера сейчас уже заканчивает оперу на исторические темы, и, надо думать, вскоре в театре "Эстония" следует ждать второй оперной премьеры.

Весьма "раскрученный" в Эстонии и за ее пределами Nyyd Ensemble (nyyd в переводе - "здесь и сейчас", что говорит о репертуарных предпочтениях коллектива), в свою очередь, заказал 5 (!) камерных опер разным авторам и уже начинает собирать урожай. В маленьком театрике, расположившемся в узком старинном особняке на улице Lai ("широкая"), в уютном зальчике на 150 мест под самой крышей разыгрывалось действо: камерный балет Кайри Коськ, только что закончившей Академию в классе Тамберга юной девы. Пластическая сказка "Последний Единорог" , написанная для нетрадиционного состава инструментов, чтецов и двух вокалисток, решалась средствами модерн-танца при минимуме декораций и представляла собою экспериментальный переходный жанр, контаминацию оперы и балета. Безыскусность и искренность интонации, складная, хоть и без затей, форма с вокализом-обрамлением и общее ощущение свежести и чистоты, исходившее от музыки Коськ, внушали надежду на славное будущее, которое вскорости ждет эстонскую музыку. В сущности, будущее уже почти настигло ее: уровень эстонской композиторской школы традиционно всегда был очень высок, а музыка ее отдельных представителей котируется во всем мире очень высоко. Достаточно назвать Арво Пярта, покинувшего Эстонию в 1980 году и ныне живущего в Германии. Или патриарха Вельо Тормиса, "эстонского Свиридова", музыка которого вспоена народно-песенной стихией и потому внятна и близка каждому эстонцу.

На авансцене эстонской музыки между тем возникают новые имена: Эркки-Свен Тюур, в свои 40 лет написавший Реквием, несколько симфоний и ораторий, массу камерной инструментальной музыки и работающий в настоящий момент над оперой о трагической судьбе дипломата Пауля Валленберга по заказу Дортмундского театра. Композитор, сразу же, с первых шагов на композиторском поприще внятно и ярко заговоривший на своем узнаваемом языке, столь щедро одарен природой, что можно решиться назвать его если и не гениальным, то приближающимся к гениальности. Не случайно его, еще 30-летнего, без промедления подхватило старинное и авторитетное немецкое издательство Peters, на корню превентивно закупив все его настоящие и будущие опусы. Правда, это создает трудности с исполнением: авторские права принадлежат издательству и именно с ним надлежит рассчитываться тем, кто желает играть сочинения Тюура. Бюджет эстонских фестивалей таких трат зачастую не выдерживает, и потому музыка Тюура в Эстонии звучит до обидного мало - все больше в Германии и далее - везде.

Идею искусственной подпитки академических жанров с помощью материальных вливаний без устали проводит в жизнь эстонский Союз композиторов. Раймо Кангро, организатор и художественный руководитель весеннего фестиваля эстонской музыки, считает, что классические струнные квартеты и духовые квинтеты правильного "моцартовского" состава обязательно должны время от времени появляться. И потому фестиваль загодя заказывает композиторам те или иные сочинения определенных жанров и форм. Затем полученный творческий продукт оценивают исполнители и отбирают понравившееся. Тем, чьи произведения прозвучат на фестивале, выплачивается полная сумма гонорара; тем, чьи работы забраковали, - половинная, чтоб не было обидно за зряшный труд.

В результате этой построенной на принципе разумной целесообразности репертуарной политики на фестивале прозвучало по меньшей мере два неплохих струнных квартета - Яна Ряэтса и Ааро Крюисмяе - и довольно живой и забавный духовой квинтет 19-летнего, но весьма активно пишущего и много обещающего Микеля Керема. Двумя годами раньше таким же способом - путем объявления конкурса - были вызваны к жизни замечательный Концерт для кларнета Эйно Тамберга (1-я премия) и Фортепианный концерт самого Раймо Кангро (2-я премия).

В этом году заключающую фестиваль программу составили целых 4 специально заказанных инструментальных концерта: для сопрано-саксофона Петера Вахи, для фортепиано - Рейна Раннапа, для ударных - Раймо Кангро и Тройной концерт для всех вышеупомянутых инструментов - Леппо Сумеры. Изюминкой программы стало выступление Марка Пекарского в двух последних опусах. Что касается качества самой музыки, то самый концептуальный концерт был у Раннапа, самый запоминающийся по тематизму - у Кангро и самый энергетичный - у Сумеры. О концерте Петера Вахи умолчим, отметив лишь блестящую игру шведского саксофониста Андерса Паулссона.

Можно бесконечно долго развивать сагу о музыкальном Таллине: описывать солнечные блики, лежащие на каменных плитах церкви Нигулисте, когда в ней играл камерный оркестр из Хаапсулу, неумело, но старательно и с искренним чувством исполнявший "Элегию" Чайковского; вспоминать замечательный Камерный хор Тыну Кальюсте, равно совершенно исполнявший в Домском Соборе и Моцарта, и Пярта; рассказывать об исполнении минималистической оперы Джона Адамса "Никсон в Китае" или об особенном рокочущем тембре знаменитого эстонского мужского хора... Однако все вместить в статью невозможно: можно лишь прочертить направление пути, по которому вскоре начнется триумфальное шествие эстонской музыки в широкий и открытый новому западный мир.